Cлайд 1

Экономическое развитие в годы правления Александра III (с/х) Чупров Л.А. МКОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Cлайд 2

Сельское хо зяйство развивалось вне государственного контроля и бы ло лишено государственной поддержки В результате реформ крестьянство обнищало. В чем причина? Появилась необходимость выкупа земли. Отработки, сменившие барщину, изменили положение крестьян в худшую сторону.

Cлайд 3

Сегодня у крестьянина все заберу, завтра нечего взять будет… От голода его семья умрет, работников не останется… Лучше я ему помогу, окрепнет, потом больше возьму… После реформы: Помогу ему, он окрепнет и землю выкупит. Нет, помогать ему я не стану…

Cлайд 4

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить: к использованию собственного инвентаря к найму воль ных работников

Cлайд 5

Московской губернии Ярославской губернии Западной части страны Прибалтики Южной части страны По-новому организовывали обработку своих земель помещики:

Cлайд 6

Брянская губерния Орловская губерния Курская губерния Воронежская губерния Белгородская губерния Тамбовская губерния Помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства гу берний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве пла ты за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

Cлайд 7

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельско го хозяйства по отдельным районам производ ство молока. Польские губернии Прибал тийские губернии Псковская губерния Петербургская губерния Перешли на выращивание технических культур Специализация с/х: переход на производство одной или нескольких культур, дающих наибольшую прибыль в данном регионе.

Cлайд 8

жи вотноводство Центр зернового хозяйства Нижнее Повол жье. Степные районы Украины Рязанская губерния Орловская губерния Туль ская губерния Нижегородская губерния Перешли на

Cлайд 9

В целом по стране преобладающим было зерновое хо зяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

34. Россия на рубеже 19-20 веков. Политика Николая 2

Россия на рубеже 19-20 веков – среднеразвитая капиталистическое государство. 2-ое в мире по территории (после Великобритании). 3-е место по населению (после Великобритании и Китая). 1910 году население России равнялось 163 миллиона человек, из них 80 миллионов русских. С точки зрения военного фактора Россия - уязвимое государство. Поэтому имела большую армию – 5 миллионов человек.

Вся территория делилась на губернии, а население на сословия:

1) Дворяне (потомственные и личные);

2) Чиновники не из дворян;

3) Мещане;

5) Крестьяне;

6) Войсковые Казаки;

7) Иногордцы.

Все сословия делились на две группы:

1) Податные (Крестьяне и городские обыватели);

2) Неподатные (Дворяне и духовенство).

Россия много национальная страна. Более 140 наций и народностей входили в состав России на добровольной основе, а часть была присоединена силой. Россия была тюрьмой народа, так как существовал национальный гнет. Царское правительство проводило ассемиляцию (уподобление себе нерусских народов): запрещалось преподавание в учебных заведениях на других языках, подвергалось гонениям национальная культура и общественная деятельность других народов.

Особенно подвергался национальному гнету еврейский народ, для еврейского народа существовали ограничения: черта оседлости, означавшая проживание лишь в 15 западных губерниях; процентная норма в учебных заведениях; не было равных избирательных прав.

Экономическое развитие.

Капитализм в России начал развиваться в конце 18 века после отмены крепостного права в 1961 году. Но развитие капитализма в России шло уродливо, так как крепостное право отменяли сверху (царь и помещики) поэтому помещики оставили много выгодных пережитков:

1) И главный наличие помещичьего землевладения и безземелье крестьян.

2) Безземельные крестьяне вынужденные были идти в кабалу к помещику или уходили в город пополняли армию безработных.

3) Поэтому в Россия была самая низкая зарплата и самый длинный рабочий день.

4) Технологическая отсталость тормозила развитие производительных сил страны.

5) Многих отраслей промышленности вообще не было.

6) По производству электроэнергии Россия занимала 15 место в мире.

Однако недоразвитый капитализм в начале века вступает в стадию империализма и налицо 5 признаков:

1) По концентрации производства занимала 1-ое место в Европе тое есть преобладание крупных предприятий с количество рабочих от 500 и выше. Форма монополий простейшая – синдикат («Продмет», «Продвагон», «Гвоздь» и так далее).

2) Имелся финансовый капитал. 2 крупнейших банка (Петербургский, Русско-Азиатский) сосредоточили основную массу капитала страны.

3) В России преобладал ввоз капитала. Иностранцев привлекало в России дешевая рабочая сила и дешевое сырье (Прибыль дома 5%-6%, а в России 20%-30%).

4) Россия входила в состав Антанты.

5) Участвовала в 1 мировой войне.

Внутренняя и экономическая политика

Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся Североамериканские Соединённые Штаты, хотя количественно Россия существенно отставала: «Ко времени революции 1917 г. общий капитал промышленных и торговых компаний (за исключением банков и железных дорог) составлял примерно 2 млрд. долл., что составляло одну девятую капитала, инвестированного в США только в железные дороги.

Капитал лишь одной американской «Юнайтед Стил корпорейшн» равнялся совокупному капиталу всех индустриальных и торговых компаний России (совокупный капитал компаний Англии, страны с населением в три раза меньше России, составлял 12 млрд. долл.). В России накануне революции было 2 тыс. акционерных компаний, в то время как в Англии - 56 тысяч».

По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, производя более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы», на ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельскохозяйственной продукции.

Но вместе с тем, уровень сельского хозяства быть чрезвычайно низок: «Урожайность зерна была в 3 раза ниже английской или германской, урожайность картофеля - ниже в 2 раза», ежегодно в нескольких губерниях возникал голод. Следует отметить, что это отставание от названных стран сохранялось весь XX век, так в СССР 1970-х урожайность зерновых составляла около 15 ц/га, в Великобритании, ФРГ или Франции - более 40.

Успехи в аграрном производстве явились результатом исторических событий: отмена крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян оказалось более 80 % пахотных земель, а в азиатской части - почти вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась.

Дарование крестьянам права свободно распоряжаться своею землей и упразднение общин имело огромное государственное значение, которое до сих пор неоднозначно оценивается историками: реформа не была завершена, крестьянин не стал собственником земли на всей территории страны, крестьяне массово выходили из общины и возвращались обратно. Но значительно повысилась производительность крестьянского труда, улучшился их материальный быт и благосостояние.

Внешняя политика и русско-японская война

В 1898 российский император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день. В 1899 году Николай II стал инициатором первой конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. После этого был учреждён Постоянный арбитражный суд - первый суд в Гааге.

Аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка КВЖД и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии послужили причиной нападения Японии, которая также претендовала на Манчжурию. Началась Русско-японская война. За пограничным сражением на реке Ялу последовали сражения под Ляояном, на реке Шахэ и под Сандепу. В 1905 году после крупного сражения русская армия оставила Мукден. Исход войны решило морское сражение при Цусиме, которое завершилось поражением русского флота. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний (Далянь).

Военная реформа

Военные реформы 1905-12 годов, проводились после поражения России в русско-японской войне 1904-05 годов, выявившей серьезные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии. В первый период Военных реформ (1905-08) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору), сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет), омоложен офицерский состав; улучшены быт солдат и матросов (питание и вещевое довольствие) и материальное положение офицеров и сверхсрочнослужащих.

В период Военных реформ (1909-12) была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднен Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру); за счет слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск усилены полевые войска (число армейских корпусов увеличилось с 31 до 37), создан при полевых частях запас, который при мобилизации выделялся для развертывания второочередных (включая полевую артиллерию, инженерные и железнодорожные войска, части связи), созданы пулеметные команды в полках и корпусные авиаотряды, юнкерские училища преобразованы в военные училища, получившие новые программы, введены новые уставы и наставления. В 1910 был создан Императорский военно-воздушный флот

Первая Мировая война

Николай II, раскрашенная фотографияЛетом 1914 Россия на стороне стран Антанты против Германии вступила в Первую мировую войну.

20 июля 1914 опубликовал Манифест, в котором, «не признавая возможным, по причинам общегосударственного характера, стать теперь во главе наших сухопутных и морских сил, предназначенных для военных действий» назначил Верховным главнокомандующим великого князя Николая Николаевича.

Но так как по Основным государственным законам Российской империи (ОГЗРИ) в случае войны именно император должен был стать Верховным главнокомандующим, составленное ранее Положение о полевом управлении войск предусматривало значительное снижение роли Верховного главнокомандующего за счет расширения прав главнокомандующих фронтами.

Это верное положение, в случае если сам Николай, не обладавший талантами военачальника, занимал пост Верховного главнокомандующего, при выборе Николая Николаевича сразу же создало огромные трудности в управлении войсками. После ряда тяжелых поражений русской армии, Николай II, не считая для себя возможным оставаться в стороне от военных действий и считая необходимым принять на себя в этих тяжелейших условиях всю ответственность за положение армии, 23 августа 1915 года возложил на себя звание Верховного главнокомандующего.

При этом подавляющее большинство членов правительства, высшего армейского командования и общественных кругов выступили категорически против этого решения императора, пытаясь убедить его оставить во главе армии Николая Николаевича. Вследствие постоянных переездов Н. из Ставки в Петербург, а также недостаточного знания вопросов руководства войной командование русской армии сконцентрировалось в руках его начальника штаба генерала М. В. Алексеева и заменявшего его в конце 1916- начале 1917 генерала В. И. Гурко.

По постановлению Георгиевской Думы Юго-Западного фронта Николай 25.10.1915 возложил на себя орден Св. Георгия 4-й степени. С 10.02.1916 почетный председатель Георгиевского комитета.

В 1916 году на него постоянно оказывалось давление как со стороны общественных организаций и Государственной думы, так и со стороны других группировок, в том числе и многих великих князей, об ограничении его власти и создании «министерства доверия» с привлечением думских лидеров. Однако император отклонил все предложения.

Политика Александра III

Замечание 1

Целью царя-Миротворца Александра III было внутреннее развитие государства и упрочение положения страны на фоне других стран без помощи оружия.

Для начинаний императора была необходима мощная экономика. Правительство стремилось развивать промышленность и предпринимало для этого все усилия.

Сам Александр III не был экономистом, но понимал важность кадров, поэтому на него работали талантливые специалисты – Бунге Н.Х., Вышнеградский И.А., Витте С.Ю . Общим среди этих деятелей была решительность в преобразованиях, а также протекционистская позиция по отношению к отечественной промышленности. В результате их деятельности Россия совершила рывок к индустриальной экономике.

Бунге Н.Х.

Министром финансов в $1881$ г. стал Бунге Н.Х. Он имел степень профессора экономики. Бунге ратовал за ускоренное развитие экономики, но в то же время не считал необходимым финансирование промышленности государством. По мнению Бунге правительство должно было создать для развития экономики благоприятное законодательство.

Бунге реформировал, в первую очередь, схему налоговых сборов. Он выступал за ослабление налогов для крестьян, понизил выкупные платежи. При нем началась постепенная отмена подушной подати. Государство от этого, разумеется, понесло убытки, и чтобы их покрыть, были введены косвенные налоги, а также налоги с доходов. Появились акцизы на алкоголь, сахар, табак, нефть, повысились сборы на импортные товары, новые налоги ввели на торговлю, промыслы и т.д. Итого за $3$ года с $1882$ по $1885$ гг. платежи выросли на $30$%.

При Бунге продолжалась политика сокращения расходов на армию, учитывая мирное время, это дало ежегодно до $23$ млн. рублей.

Вышнеградский И.А.

Бунге вышел в отставку в январе $1887$ г. Его место занял Вышнеградский, также ученый и изобретатель. Кроме этого, Вышнеградский оказался талантлив в финансовой сфере. Его целью было улучшение денежного обращения в России, причем в короткие сроки. Министерство финансов стало накапливать деньги, а затем активно участвовать на торгах зарубежных бирж. Эти действия повысили покупательную способность рубля.

При Вышнеградском И.А. таможенные пошлины достигли максимума. В $1891$ г. появился новый Таможенный тариф . Вышнеградский выступал за активное участие государства в создании хороших условий для предпринимательства. Он выступал также за активное привлечение иностранного капитала в страну.

Витте С.Ю.

Вышнеградского на посту министра финансов в $1892$ г. сменил Витте С.Ю. Его программа продолжала во многих чертах идеи предшественников. По замыслам Витте правительство должно было ужесточить налоговую политику, повысив косвенные налоги и введя монополию на водку. Кроме того, увеличению должны были подвергнуться таможенные пошлины, дабы защитить отечественную промышленность от зарубежной конкуренции. Также Витте планировал дальнейшее привлечение иностранных капиталов и денежную реформу. Однако большинство пунктов программы Витте С.Ю. были реализованы после его смерти.

Замечание 2

$1890$-е гг. стали золотым десятилетием российской промышленности. Производство в стране за эти годы удвоилось. Наиболее активно развивались отрасли, работающие с нефтью и углем. Так, в Донецком бассейне к концу века открылось $17$ металлургических заводов (против всего двух в $1880$-е гг.). Отметим, что огромную роль играл иностранный капитал, участие государства было минимальным.

Завершившаяся в $1897$ г. Денежная реформа повысила устойчивость рубля, что увеличило приток капиталов в страну. Высокие таможенные сборы также сделали для иностранцев выгодным само производство товаров в России, а не их ввоз. Активно развивалась нефтяная промышленность Кавказа.

Предприятия $1890$-х гг. в основном создавались по новым принципам – с использованием передовой техники.

В $1893$ г. новый подъем испытало железнодорожное строительство. Началось строительство Трансиибирской железной дороги. Правительство при этом скупало частные железные дороги, стремясь к созданию единой транспортной сети. Такое бурное развитие промышленности сделало акции русских предприятий очень ценными.

ЛЕКЦИЯ XLI

(начало)

Финансовая политика во вторую половину царствования императора Александра III. – И. А. Вышнеградский и его система. – Крайнее развитие протекционизма в таможенной политике и в железнодорожном тарифном законодательстве. – Результаты этой системы.

В прошлой лекции я охарактеризовал развитие той реакционной политики, которая во второй половине царствования императора Александра III последовательно распространилась на все отрасли правительственной деятельности и резко дала себя чувствовать во всех областях народной и общественной жизни.

Единственные послабления реакционного курса, которые мы видели еще в середине 80-х годов, как я вам уже говорил, чувствовались в Министерстве финансов, где до 1 января 1887 г. во главе ведомства стоял если не безусловный либерал, то, во всяком случае, гуманный, честный и демократически настроенный человек – Н. Х. Бунге. Но его до такой степени в это время травили всякими интригами и инсинуациями в придворных сферах и в реакционной печати, что он, будучи к тому же уже в преклонном возрасте, решил, наконец, оставить пост министра финансов и с 1 января 1887 г. был уволен в отставку и заменен новым министром, И. А. Вышнеградским. И. А. Вышнеградский был человеком, несомненно, отчасти подготовленным к этой должности, но совершенно иного типа, нежели Бунге. Он также был ученым профессором, но не теоретиком-экономистом, а ученым технологом и практиком, несомненно весьма даровитым, проявившим свои таланты как в некоторых изобретениях военно-технического характера, так и в весьма хорошо поставленных академических курсах, которые он, будучи профессором, читал студентам в Петербургском технологическом институте и в Михайловской артиллерийской академии. В частности, прикосновенность его через артиллерийскую академию к военным сферам создала ему важное для министра финансов преимущество: он успел познакомиться хорошо с военным хозяйством и военным бюджетом, который является у нас такой важной составной частью общего государственного бюджета.

Таким образом, Вышнеградский явился на посту министра финансов человеком, несомненно, отчасти подготовленным и осведомленным, – в этом ему нельзя отказать. К тому же, рано успев составить себе некоторое состояние благодаря своим техническим изобретениям, он участвовал затем очень удачно в различных биржевых спекуляциях и биржевых делах, и эта сфера, таким образом, была ему также хорошо знакома. Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в своем заведовании Министерством финансов и в особенности в своей финансово-экономической политике Вышнеградский обнаружил полное отсутствие сколько-нибудь широких взглядов и дальновидности; для него важнейшей и даже единственной, по-видимому, задачей являлось видимое улучшение русских финансов в ближайшее время. В своей финансовой политике он поставил себе ту же самую цель, которую когда-то ставил себе Рейтерн, – именно цель восстановить курс кредитного рубля, т. е. цель, которую в значительной мере, как вы знаете, должны были преследовать все министры финансов в России XIX в. Но не все они преследовали ее одинаковыми мерами и не все считали ее своей единственной задачей.

Как бы там ни было, курс Министерства финансов с заменой Бунге Вышнеградским изменился достаточно резко. Главной и непосредственной задачей министерства сделалось при Вышнеградском скопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в заграничных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный денежный рынок и этим путем поднять наш курс. Вместе с этим и в таможенной политике русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма, достигшего при Вышнеградском своего апогея. В 1891 г. был издан новый таможенный тариф, в котором эта система была доведена до крайности. В то же время, считая для успеха своих мер весьма важным делом усиление русской обрабатывающей промышленности, Министерство финансов начинает с чрезвычайным вниманием прислушиваться ко всяким жалобам и пожеланиям представителей крупной фабричной промышленности и предпринимает по их инициативе пересмотр того, в сущности, еще весьма мало развитого фабричного законодательства, которое выработано было в интересах рабочих при Бунге. При Вышнеградском права учрежденных при Бунге фабричных инспекторов чрезвычайно умаляются не столько новыми законодательными нормами, сколько при помощи циркулярных разъяснений, которые очень скоро отражаются и на составе фабричной инспекции, потому что в этих условиях наиболее преданные делу и независимые представители этой инспекции, видя совершенную невозможность действовать сообразно со своею совестью и даже сообразно с точным смыслом закона, уходят в отставку. Таким образом, институт фабричной инспекции сильно изменяется к худшему. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер – и в особенности заботливому отношению Министерства финансов к вопросу о выгодном для отечественной обрабатывающей промышленности направлении железнодорожных линий и о таких железнодорожных тарифах, которые строго соответствовали бы интересам крупной промышленности, в особенности центрального, московского района, становится в это время в особенно благоприятные условия. Можно сказать, искусственно для нее создаются эти благоприятные условия; она становится излюбленным детищем Министерства финансов, нередко вопреки интересам прочих слоев населения и в особенности вопреки интересам всего сельского хозяйства, на состоянии которого особенно невыгодно отражался протекционный таможенный тариф 1891 г., чрезвычайно удороживший такие важные в сельскохозяйственном быту предметы, как, например, железо и сельскохозяйственные машины.

Между тем в это время мы не видим не только улучшения положения народных масс, несмотря на все паллиативные меры, принятые при Бунге, но, напротив, наблюдаем все продолжающееся разорение крестьянства, которое я характеризовал вам в одной из прошлых лекций. В конце концов, однако же, тем самым подрываются условия внутреннего сбыта продуктов обрабатывающей промышленности, удовлетворяющей потребность широких народных масс, например, условия для сбыта произведений бумаготкацкой промышленности. Оскудевший внутренний рынок скоро становится для нее тесным. До некоторой степени компенсацией является для нее внешний рынок на востоке, приобретенный завоеваниями в Средней Азии, но вскоре оказывается, что и этого недостаточно, и вот мы видим, что к концу царствования императора Александра III создается мало-помалу новая идея – продвинуть сбыт продуктов нашей промышленности как можно дальше на восток. В связи с этим является идея постройки Сибирской железной дороги – идея, которая развивается весьма широко; является вопрос о выходе к Восточному морю, о приобретении незамерзающего порта на Дальнем Востоке, и в конце концов вся эта политика, уже на наших глазах, приводит к зарождению и развитию тех предприятий на Дальнем Востоке, которые уже в министерство С. Ю. Витте в самом начале XX в. привели к японской войне и к тому краху, который за ними последовал.

Чтобы покончить с финансовыми и экономическими отношениями в рассматриваемый период, я скажу еще два слова о расширении нашей железнодорожной сети, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль. К концу царствования Александра II железнодорожная сеть не превышала 22,5 тыс. верст, а за тринадцатилетний период царствования Александра III она развилась уже до 36 662 верст, причем из них 34 600 было ширококолейных. В деле постройки железных дорог старая политика Рейтерна поддерживалась в том отношении, что эти железные дороги по-прежнему направлялись так, чтобы, с одной стороны, способствовать подвозу сырья к портам и таким образом именно усилением вывоза создавать благоприятный момент для нашего торгового баланса и для улучшения денежного курса, а с другой стороны, как я упомянул, министерство стремилось при помощи установления железнодорожных дифференциальных тарифов создать наиболее льготные условия провоза для продуктов фабричной промышленности центральных губерний. Для этого в составе Министерства финансов было создано даже особое учреждение – тарифный департамент, во главе которого был поставлен С. Ю. Витте, тогда еще молодой человек, которому уже на наших глазах пришлось сыграть выдающуюся роль, сперва в качестве министра финансов, а затем и на более широкой арене, в разрешении общих политических проблем нашего времени.

Другой чертой новой железнодорожной политики, чертой, противоположной политике Рейтерна, была постройка дорог казной и выкуп в казну старых частных железнодорожных линий. В царствование императора Александра III протяжение казенных железных дорог увеличилось на 22 тыс. верст, тогда как протяжение частных дорог, несмотря на постройку новых частных линий, благодаря выкупу старых линий в казну уменьшилось на 7600 верст.

Вот общие черты финансовой политики, которой, несомненно, подготовлялось и углублялось новое обострение русских социально-экономических условий в начале XX в. Эти условия развивались рука об руку с тем кризисом, который русскому населению пришлось пережить после неурожая 1891–1892 гг., вызвавшего чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. Этот кризис составил, так сказать, последний штрих в той общей картине России, которую мы видим в конце царствования императора Александра III, и явился вместе с тем могучим фактором тех изменений в последующие годы, которые уже составят, быть может, когда-нибудь предмет следующей части моего курса о заключительном периоде истории России XIX в.

Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики. Эволюция капиталистических отношений в сельском хозяйстве происходила очень медленно.

После реформы 1861 г. положение многих помещичьих хозяйств ухудшилось. Часть помещиков не смогла приспособиться к новым условиям и разорилась, другая - вела хозяйство по старинке. Правительство было обеспокоено этим положением и стало предпринимать меры для поддержания помещичьих хозяйств. В 1885 г. был создан Дворянский банк. Он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66 лет из расчёта 4,5% годовых.

Ухудшалось положение значительного числа крестьянских хозяйств. До реформы крестьяне были на попечении помещика, после реформы оказались предоставленными сами себе. У основной массы крестьянства не было ни денег на приобретение земли, ни агрономических знаний для развития своих хозяйств. Задолженности крестьян по выкупным платежам росли. Крестьяне разорялись, продавали землю и уходили в города.

Правительство предпринимало меры к снижению налогообложения крестьянства. В 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю и прощены крестьянам накопившиеся по выкупным платежам недоимки. В этом же году все временнообязанные крестьяне переводились на обязательный выкуп. В деревне главной проблемой для правительства всё более становилась крестьянская община. Она сдерживала развитие капитализма в сельском хозяйстве. В правительстве были как сторонники, так и противники дальнейшего сохранения общины. В 1893 г. был принят закон о пресечении постоянных переделов земли в общинах, так как это вело к росту напряжённости в деревне. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй.

Благодаря этим и другим мерам в сельском хозяйстве появились новые черты. В 80-е гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным регионам: хозяйства в польских и прибалтийских губерниях перешли на производство технических культур и производство молока; центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-востока и Нижнее Поволжье; животноводство получило развитие в Тульской, Рязанской, Орловской и Нижегородской губерний.

В стране преобладало зерновое хозяйство. С 1861 по 1891 гг. посевные площади увеличились на 25%. Но сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивными методами - за счёт распашки новых земель.

Стихийные бедствия - засуха, продолжительные дожди, заморозки - продолжали приводить к страшным последствиям. Так, вследствие голода 1891 - 1892 гг. умерло свыше 600 тыс. чел.