ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (ДЛЯ БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА)

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ДЕНЬГИ

1. Введение в экономическую теорию

2. Базовые экономические понятия

3. Экономические системы

4. Деньги и их функции

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах. Первая аксиома – потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутомимы. Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены. Отсюда цель экономической теории как науки заключается в обосновании механизма оптимального использования производственных ресурсов, позволяющих произвести максимум товаров и услуг при минимуме затрат ограниченных ресурсов общества.

Экономика – это общественная наука, которая обосновывает оптимальный вариант использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей общества.

Потребность – это необходимость общества и индивида в товарах и услугах, без которых их дальнейшее развитие не представляется возможным и за производство которых они готовы расплачиваться своими ограниченными ресурсами. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость.

В современной экономической теории принято выделять три раздела:



1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы функционирования фирм, домашнего хозяйства или сферы частного бизнеса

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические проблемы в масштабе страны

3) мировая экономика (интерэкономика) – изучает экономические отношения в мировом сообществе

Эволюция экономической теории

История развития науки показывает: предмет каждой научной дисциплины постепенно меняется, эволюционирует. Это связано с постепенным накоплением, расширением объема знаний с различиями в позициях экономистов. Степень изменений может варьироваться от незначительных отличий до радикальных перемен. Предмет экономической теории осуществил заметную модификацию. Основные этапы эволюции предмета экономической теории отражены в таблице 1.

Таблица 1

Эволюция предмета экономической теории

Представители экономических школ и направлений Предмет (или сопряженные с ним понятия и категории)
Экономическая мысль периода античного рабства Ксенофонт, древнегреческий философ (430-350 гг. до н.э.) – автор понятия «экономика» (от греч. «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон) Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.) -домашнее хозяйство; - способы его увеличения; - умение его разумного использования Разделение хозяйственной сферы на два направления: - экономика (позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле); - хрематистика (негативно оцениваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростовщичества).
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах (IV-XIV вв.) Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274) - религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям (богатство, обмен, «справедливые цены», деньги, торговая прибыль и ростовщический процент) - крупная торговля, ссудные операции осуждались как явления грешные
Меркантилизм – экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений (XIV-XVIII вв.) Томас Мэн (1571-1641), член совета директоров Ост-индской компании, автор книги «Богатство Англии – во внешней торговле»; А.Монкретьен (Франция), автор книги «Трактат политической экономии» (1616 г.). Ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и новое название науки, остававшееся безальтернативным вплоть до начала XX в. - государственное хозяйство, координирующее и регулирующее хозяйственную жизнь (прежде всего – в области торговли) - протекционисткая экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике - деньги в форме капитала как источник богатства
Школа физиократов(XVIII в.) Франсуа Кенэ (Франция, 1694-1774), автор экономической таблицы. Ввел в научный оборот табличное (наглядное) изображения взаимосвязей продуктовых потоков в обществе. Предпринял первую попытку макроанализа. А.Тюрго (Франция, 1727-1781), генеральный контролер финансов, реформатор. Стремился к либерализации экономики страны - происхождение богатства, закономерности его роста и распределения - анализ экономики на основе естественного (т.е. близкого принципам природной системы) порядка - труд земледельца как единственный источник всякого богатства - кругооборот в хозяйственной жизни
Классическая политическая экономия (XVIII-XIX вв.) Адам Смит (Англия, 1723-1790), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776. Смит ввел понятие нормативной и позитивной экономической теории. Давид Риккардо (Англия, 1772-1823), «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) Жан-Батист Сэй (Франция, 1767-1832), один из авторов трехфакторной концепции Джон Стюарт Милль (Англия, 1806-1873), «Основы политической экономии» (1848). Синтезатор идей классической школы - наука о происхождении богатства и его распределении между трудящимися, землевладельцами и капиталистами - политическая экономия – наука об экономических законах (Дж. Милль) - Проблема экономического развития общества и повышение его благосостояния - приоритетное исследование проблем сферы производства - понятие «экономический человек» и «невидимая рука рынка» - теория разделения труда - теория стоимости товара - теория производительности труда - теория денег - теория доходов - теория капитала - теория воспроизводства
Историческая школа (XIX в.) Фридрих Лист (Германия, 1789-1846), «Национальная система политической экономии» (1841); Вильгельм Рошер (1817-1894); Бруно Гильдебрант (1812-1878); Карл Книс (1821-1898); Густав Шмоллер (1838-1917); Адольф Вагнер (1835-1917); Карл Бюхер (1847-1930) - наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны; - отрицание ортодоксальной, «космополитической» теории А.Смита-Д.Рикардо. Универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Дельная экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. «Бунт против формализма» (оценка «историков» американским экономистом Б.Селигменом) - разработка теории производительных сил - концепции стадийного экономического развития - положение об активной экономической политике государства (первые основы теории экономической политики) - «экономическое воспитание нации важнее непосредственного производства материальных ценностей» (Лист)
Марксизм как теоретическая школа (XIX в) Карл Маркс (Гремания, 1818-1883, «Капитал» (1867); Фридрих Энгельс (Германия, 1820-1895), «Анти-Дюринг» (1878) Роза Люксембург (Германия, 1871-1919, «Накопление капитала» (1913) В.И. Ленин (Россия, СССР, 1870-1924), «Империализм как новейший этап капитализма» (1917); Н.И. Бухарин (Россия, СССР, 1888-1938), «Мировое хозяйство и империализм» (1918), «Политическая экономия рантье» (1919), «Экономика переходного периода» (1920) - предметом политэкономии являются производственные (т.е. экономические) отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ - данные отношения проявляются как система объективных экономических законов. Их изучение – задача политической экономии - приоритетное исследование проблем сферы производства
Австрийская школа (субективно-психологическое направление маржинализма, XIX в) Карл Менгер (Австрия, 1840-1921), «Основы учения о народном хозяйстве» (1871); Фридрих фон Визер (1851-1926); Ойген фон Беем-Баверк (1851-1914) - теория стоимости, или ценности (ценность как выражение предельной полезности) - теория ожидания - приоритетной в экономике является не сфера производства, а сфера потребления
Неоклассическое направление экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» (XIX -XX вв) Альфред Маршалл (Англия, 1842-1924), основоположник неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы», маржинализма. «Принципы экономикс» (1890). По инициативе маршала с 1902г. введено новое изложение экономической теории под названием «экономикс». Тем самым было вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж.С.Милля; Джон Бейтс Кларк (США, 1847-1938), основатель «американской школы» маржинализма; Вильфредо Праето (Италия, 1848-1923). Представитель «лозаннской школы» маржинализма. «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) - наука об изучении принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потребностей - теория стоимости и ценообразования на рынке. «Цена равновесия» в точке пересечения спроса и предложения - концепция эластичности спроса - учение о статике и динамике - макроэкономическое равновесие - разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль) - общественная максимальная полезность. «Оптимум Парето» - приоритетное исследование проблем сферы обращения, а не производства
Теории социального контроля общества над экономикой. Институциональное направление экономической мысли (XX в) Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории Торстейн Веблен (США, 1857-1929). «Теория праздного класса» (1899); Джон Р.Коммонс (США, 1862-1945); Уэсли К.Митчелл (США, 1874 – 1948) - институты (как первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне ее) - предметом анализа являются как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития - государственное вмешательство в экономику
Кейнсианство (XX в) Джон М.Кейнс (Англия, 1883-1946 гг.), основатель макроэкономического направления в экономической теории. «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) - анализ экономики в состоянии депрессии - замена принципа ограниченных ресурсов условием недоиспользования мощностей и безработицей в условиях депрессии - экономическая политика государства
Монетаризм (XX в) Милтон Фридмен (США, 1912г.р.), «Количественная теория денег»; Ирвинг Фишер (США, 1867-1947) «Покупатльная сила денег: ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризису» - законы движения денежной массы, являющиеся «первоосновой экономического развития»; - деньги как экономическая субстанция, «играющая определяющую роль в колебательном движении экономики» - взаимосвязи между объемом денежной массы и объемом производства

Предмет экономической теории. Три ее фундаментальных вопроса.

Методы экономического анализа.

История развития экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами, направлениями, течениями, объединенными задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляющими предмет этого исследования. Схематичное изображение генезиса предмета экономической науки представлено в таблице 1.1.

Эволюция предмета экономической теории

Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории и цель исследования
1) Ксенофонт, древнегреческий философ, 430-350 гг. до н.э., автор "Домостроя" Автор названия науки (от греческого словосочетания "ойкос"– дом, хозяйство, "номос"– правило, закон). Предметом изучения экономики было объявлено домашнее хозяйство, способы его увеличения и умение пользоваться
2) Аристотель, древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э. Противопоставление экономики хрематистике. Предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги
3) А. Монкретьен, французский дворянин (ок. 1575-1621 гг.) Автор "Трактата политической экономии" (1616 г.) и нового названия науки, предмет которой состоит в изучении государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами
4) Школа физиократов. Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Д. де Немур, середина XVIII в. Предмет изучения – непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Свыше. Государственная власть должна быть отражением естественных законов, познанием которых занимается политэкономия
5) А. Смит, шотландский ученый (1723-1790 гг.) Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов". Предметом изучения является богатство нации, его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции. Введение понятия нормативной и позитивной экономической теории
6) К. Маркс, немецкий ученый (1818-1883 гг.) Автор "Капитала". Под предметом политэкономии понимаются объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Данные отношения, названные производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов – задача политэкономии
7) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма) К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк Цель политэкономии – исследование социальных законов. Содержание этих законов составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий изолированных членов общества
8) А. Маршалл, английский ученый (1842-1924 гг.), основоположник неоклассического направления Автор научного труда "Принципы экономической науки", в котором применил ее новое название "economics", определив как науку о богатстве, часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег
9) Историческая школа (середина XIX в.), Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс Отрицание политической экономии как науки, изучающей законы общественного развития, присуще всем странам. Утверждение, что экономические законы различаются в зависимости от физической, социальной, политической и религиозной среды. Географическое положение страны, ее естественные богатства, научная и художественная культура жителей, их моральный и интеллектуальный уровень, правительственная среда создают своеобразную органическую среду для появления специфических законов развития каждой нации
10) Дж. М. Кейнс, основатель макроэкономического направления (1883-1946 гг.) Автор "Общей теории занятости, процента и денег". Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Принцип ограниченных ресурсов заменен недоиспользованием мощностей и безработицей в условиях депрессии
11) М. Фридмен, лидер монетаристского направления (1912 г. р.) Предмет экономической науки состоит в изучении законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития


Таким образом, предметом экономической теории является си­стема производственных отношений в единстве с богатством и ог­раниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по­треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра­зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб­ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле­творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян­ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко­сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей.

Экономика изучает, как общество, используя ограничен­ные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и ус­луг в целях удовлетворения потребностей граждан, решает, три фундаментальных вопроса : 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Вопрос Что производить? никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: “Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность”. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Проиллюстрируем способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей , которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте.

Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса - Для кого производить? - связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факторов производства), скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца , названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику (рис. 1.4).

В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.

Представим себе, что все население страны ранжировано в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Будем откладывать на оси абсцисс процентные группы населения от 0% до 100%, а на оси ординат - процент получаемого этими группами дохода. Линия ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода, 40% населения - точно 40% дохода и т. д. Все точки окажутся строго на биссектрисе. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.

Отклонение кривой О, А, В, С, D, Е от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая. Если, скажем, на долю беднейших 20% населения придется только 18% всех доходов, то кривая Лоренца почти совпадет с биссектрисой - неравенство невелико. Но если их доля в доходе всего лишь 3%, то кривая пройдет много ниже биссектрисы, показывая этим, что имущественное неравенство огромно.

Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

Слово экономика происходит от двух слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика -это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика -это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика -это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

Экономические науки экономическая теория

Отдельные экономические науки


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

2. Функции и структура экономической теории.

Экономическая теория выполняет ряд функций, которые харак­теризуют ее общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:

1. Познавательная функция . Она вытекает из основной задачи эко­номической науки - познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. Данная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономике все это обозначают как "описательная наука", занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

2. Методологическая функция . Дж. Кейнс считал, что экономичес­кая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых не­посредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Экономичес­кая теория выступает в качестве теоретического фундамента комплек­са экономических наук - отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.) И функциональных (финансы и кре­дит, бухгалтерский учет, аудит, денежное обращение и др.).

З. Практическая функция . Ее содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике. Экономическая те­ория не является точной наукой, но она может использовать статис­тические методы анализа для исследования многих конкретных про­блем. Конечно же, для того, чтобы теория имела практическое применение, она не должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Однако общие положения этой науки успешно используются при обосновании экономической политики государства и разработке национальных моделей экономики.

4. Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и Показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 г., Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:

в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) - за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках;

в 1973 г. Василий Леонтьев (США) - за разработку метода «затраты – выпуск»;

в 1974 г. Фридрих фон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) - за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;

в 1975 г. Тьяллинг (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) - за разработку теории оптимального использования ресурсов;

в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) - за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентах ставок.

Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем.

Экономика - сложная многоуровневая система. Поэтому эконо­мическая теория изучает проблемы эффективного использования ог­раниченных ресурсов на микро- и макроуровне, которые тесно взаи­мосвязаны и взаимозависимы.

Микроэкономика - разделэкономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов, а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Составными частями микроэкономики являются:

Þ теория и рыночного спроса и потребительского поведения;

Þ теория производства и затрат (издержек), теория фирмы;

Þ теория монополии и типы рыночных структур;

Þ проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.

Макроэкономика - раздел экономической теории, связанный с деятельностью всех экономических субъектов - домашних хо­зяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Она изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдель­ной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные това­ры), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

Микро- и макроэкономика не являются разными дисциплинами - ­это два подхода к рассмотрению экономических явлений и процес­сов: на уровне хозяйствующих субъектов и на уровне национальной экономики в целом. Одни и те же методы анализа, концепции и ос­новные идеи используются как в той, так и в другой областях.

Экономическая теория концентрирует внимание на определенной области экономической действительности, и данная область получает статус ее предмета.

Корпи представления о предмете экономической теории лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях. Первоначальное представление о предмете экономической теории связано с экономическим учением Древнего мира, которое определяло экономику как науку о богатстве, науку об умении налаживать состояние, делать деньги. Мыслители Средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Основное внимание при этом уделялось сфере обращения.

Рождение экономической науки связывается с меркантилизмом как первой школой экономической теории и определяется школой физиократов и классической английской школой.

Меркантилисты выражали интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала. Предметом их научных исследований было богатство, источник которого - торговля. Однако само богатство отождествлялось чаще всего с золотыми и серебряными деньгами. Что касается источника богатства, то он связывался не со сферами производства и накопления капитала, а лишь с излишком экспорта.

Школа физиократов определила экономику как науку о национальном богатстве и перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Единственным источником богатства сторонникам этой школы представлялось сельское хозяйство. Промышленников они называли бесплодным классом, не производящим нового богатства, а лишь преобразующим сельскохозяйственный продукт в иную форму. Предмет изучения экономической теории связывался с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами. Государственная власть виделась отражением естественных законов, познанием которых занимается экономическая теория.

Представители классической английской школы расширили предмет экономической теории до исследований условий производства, накопления и распределения.

Реакцией на классическую политическую экономию явились экономический романтизм, экономическое учение социалистов-утопистов, оптимистический либерализм и марксистская экономическая теория. Основная заслуга концепций, возникших в противовес классической системе экономического учения, - усиление социальной направленности экономической теории. Так, К. Маркс (1818-1883) видел в качестве основной задачи экономической теории выяснение законов развития капитализма как исторически ограниченного общества. Маркс и Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название "марксизм". Предмет изучения экономической теории марксизмом связывается с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Такие отношения, называемые производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов, согласно марксизму, и является задачей экономической теории.

Фаза открытия и разработки основополагающих теоретических принципов современной экономической теории связана с господством трех школ: Венской, Лозаннской и Кембриджской. Основная заслуга этих школ - осуществление маржиналистской революции в форме элементарного анализа всех экономических актов на основе индивидуальных степеней предпочтения, выделение проблемы частичного и всеобщего равновесия. В качестве основной цели экономической теории они видели исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.

Современное углубление и расширение исследования начинаются с обстоятельных исследований английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946). Экономическая теория определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках (чем в основном занимается маржинализм), а как наука о национальной экономике в целом. Главной задачей экономической теории он считал поиск эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов. Согласно учению Кейнса, экономическая теория изучает вопрос о том, каким образом люди делают выбор в распределении редких, имеющих альтернативное использование ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять экономические блага для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институционализма. В центре внимания монетаристов находится механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.

Становление и развитие экономической науки как самостоятельной академической дисциплины позволяют выделить четыре основных подхода в определении ее предмета.

Первоначальное определение предмета экономической теории связывается с наукой о богатстве. Это определение господствовало вплоть до XVIII в.

Второе определение предмета экономической теории строится на изучении общественного богатства. Оно сформулировано в XVIII в. и господствовало почти до середины XIX в.

Третье определение предмета экономической теории базируется на изучении денежного или рыночного хозяйства (сформулировано в XIX в.).

Четвертое, наиболее распространенное определение предмета экономической теории относится к концу XIX - началу XX в. и связано с изучением закономерностей рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих целей. В центре внимания экономистов находится проблема выбора направления использования редких благ.

Раздел 1. Основы экономической теории

Тема 1. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы

1.1.1. Эволюция предмета экономической науки

В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой стала с 1615 политическая экономия. Она возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. Представители – У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. А.Маршалл, представитель неоклассической школы, определил «экономикс» - как науку, исследующую богатство, стимулы к действию и мотивы противодействия.

Экономикс – наука теории и практики рыночной организации производства.

Экономическая теория – как учебная дисциплина, является интегральным курсом, включающим политэкономию и экономикс.

Объектом изучения являются особенности постиндустриальной экономики (смешанной социально – ориентированной экономики).

Экономическая теория – общественная наука, которя изучает поведение личностей и отдельных групп людей в процессе производственной деятельности, распределения, обмена и потребления.

Экономическая теория является фундаментом, теоретической основой всех отраслевых наук (экономика с/х, экономика строительства и т.д.) и специальных научных дисциплин (финансы, статистика, менеджмент, меркетинг, бухгалтерский учет). Они изучают экономические законы.

Экономический закон – это повторяющиеся устойчивые причинно – следственные связи и отношения между экономическими явлениями. Э.з. объективны, существуют независимо от сознания и воли людей, но выявляются людьми в процессе формирования рыночных отношений.

Особенности экономических законов:

Они носят исторический характер;

Отражают развитие общественной жизни, хозяйственной деятельности людей.

Экономика (с греческого - наука о ведении домашнего хозяйства)

1подход: Экономика – совокупность отраслей и видов производства, в которых создаются товары и услуги, определенное хозяйство.

2подход: Экономика – совокупность экономических отношений, складывающихся в системах производства, распределения, потребления и обмена, образующих определенную экономическую систему.

3подход: Экономика – наука, которая изучает функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Экономическая теория изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.

Микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика представляют собой основные части экономической теории.

Микроэкономика – изучает поведение отдельных экономических объектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируется цена на производимые блага, услуги и факторы производства. Она изучает действие самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения.

Макроэкономика – изучает закономерности функционирования национальной экономики в целом. Она анализирует взаимодействие, взаимовлияние важнейших сегментов национальной экономики: рынков труда, денег, капиталов, товаров и услуг, наиболее важные и острые проблемы национальной экономики, безработицу, инфляция, экономический рост.

Мезоэкономика – изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, экономика науки и т.д.)

Мегаэкономика – изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение путем создания и использования необходимых жизненных .

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману " (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции . Взгляды древнегреческих мыслителей , Ксенофонта, можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .

Близкой к меркантилизму является экономическая политика , направленная на ограждение от со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:
  • Томас Мен (1571-1641)
  • Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено , которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на . Они считали что источником богатства является труд только в земледелии .

Основными представителями школы являлись:
  • Франсуа Кенэ (1694-1774)
  • Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея , минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление ; есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения , Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на , отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и .

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без , регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:
  • Карл Менгер
  • Фридрих Визер
  • Леон Вальрас
  • Эйген-Бем-Баверк
  • Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:
  • Альфред Маршал
  • Артур Пигун

Рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории , основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием путем увеличения или сокращения

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы , но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:
  • Т.Веблен
  • Дж.Коммонс
  • У.Митчелл
  • Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма ()

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.