Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в связи с поступающими вопросами по реализации Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - мероприятия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332, (далее - Правила), сообщает.

1. По вопросам формирования плана мероприятий. Пунктом 8 Правил установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), по утверждению и согласованию в установленном порядке плана мероприятий в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления в силу Правил (до 03.06.2016), а в последующем - ежеквартально, до 1-го числа первого месяца очередного квартала (на III квартал 2016 года - до 01.07.2016).

В соответствии с пунктом 3 Правил средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ), предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий.

Пунктом 5 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 227, финансовое обеспечение мероприятий осуществляется в пределах средств НСЗ территориального фонда, сформированных в соответствии с частью 6.3 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).

Таким образом, объем необходимого финансирования мероприятий, установленный планом мероприятий, определяется исходя из фактического размера средств в составе НСЗ территориального фонда, сформированных на дату согласования и утверждения плана мероприятий, а использование средств на данные цели осуществляется территориальным фондом только после внесения изменений в закон о бюджете территориального фонда, устанавливающих в соответствии с частью 6.4 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ размер НСЗ и цели его использования, в том числе на финансовое обеспечение мероприятий.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил уполномоченный орган утверждает критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий (далее - критерии отбора).

Устанавливаемые уполномоченным органом критерии отбора должны обеспечить возможность распределения медицинских организаций по признаку их соответствия указанным критериям отбора для последующего формирования перечня мероприятий, исходя из фактически сформированных в бюджете территориального фонда средств НСЗ. Указанные меры позволят создать равные условия включения в план мероприятий медицинских организаций вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы.

Обращаем внимание, что план мероприятий утверждается ежеквартально нарастающим итогом. Таким образом, размер необходимого финансового обеспечения плана мероприятий по итогам текущего финансового года должен быть установлен в пределах фактически сформированных средств НСЗ территориального фонда.

2. По вопросам финансового обеспечения контрактов, заключаемых в целях реализации мероприятий.

Основанием для заключения контрактов является наличие утвержденного с применением критериев отбора плана мероприятий.

Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий за счет средств НСЗ территориального фонда по контрактам, заключенным до даты вступления в силу Правил и утверждения плана мероприятий неправомерно.

Исходя из норм, установленных статьями 34 и 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в котором должна содержаться информация, в том числе об источнике его финансового обеспечения.

Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ), в том числе со средствами для финансового обеспечения мероприятий (пункт 11 Правил).

Таким образом, финансовое обеспечение договоров (контрактов), заключенных в целях реализации мероприятий, из нескольких источников считаем возможным в случае установления в указанных договорах (контрактах) размеров финансового обеспечения по каждому источнику с последующим осуществлением раздельного аналитического учета средств, полученных из НСЗ территориального фонда, средств обязательного медицинского страхования, полученных на оплату медицинской помощи (при соблюдении норм части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ) и иных источников финансового обеспечения договоров (контрактов).

Учитывая изложенное, в субъектах Российской Федерации необходимо принять следующие меры:

1. Привести бюджеты территориальных фондов в соответствие с Федеральным законом N 326-ФЗ в части финансового обеспечения мероприятий.

2. Установить критерии отбора, обеспечивающие равные условия для всех медицинских организаций.

3. При утверждении плана мероприятий обеспечить:

Соответствие размера его финансирования размеру фактически сформированных в составе НСЗ территориального фонда средств на финансовое обеспечение мероприятий;

Соблюдение сроков, установленных пунктом 8 Правил;

Формирование плана мероприятий нарастающим итогом.

4. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона N 44-ФЗ и Правил при заключении контрактов в целях реализации мероприятий.

Обзор документа

Приведены разъяснения ФФОМС России по вопросам реализации Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса (НСЗ) ТФОМС для финансирования мероприятий по дополнительному профобразованию медработников и приобретению (ремонту) медоборудования.

Объем финансирования определяется исходя из фактического размера средств в составе НСЗ территориального фонда, сформированных на дату согласования и утверждения плана мероприятий. Средства используются территориальным фондом только после внесения изменений в закон о бюджете территориального фонда. Поэтому регионы должны привести бюджеты фондов в соответствие с законом.

Уполномоченный орган утверждает критерии отбора медорганизаций для включения в план мероприятий. Это позволит создать для них равные условия.

План утверждается ежеквартально нарастающим итогом. Поэтому размер средств по итогам текущего финансового года устанавливается в пределах фактически сформированных средств НСЗ фонда.

Нельзя финансировать мероприятия за счет средств НСЗ по госконтрактам, заключенным до даты вступления в силу правил и утверждения плана мероприятий.

Финансирование госконтрактов из нескольких источников возможно в случае установления в них размеров финансового обеспечения по каждому источнику с последующим раздельным аналитическим учетом средств, полученных из НСЗ фонда, средств ОМС, полученных на оплату медпомощи и иных источников.

С 2019 года в нормированный страховой запас Терфондов ОМС включат средства для борьбы с кадровым дефицитом в первичном звене. Сейчас он идет на финансирование медицинской помощи, оказанной за пределами родного региона, дополнительного образования медиков, а также покупку и ремонт медицинского оборудования.

Минздрав предлагает по-другому формировать нормированный страховой запас (НСЗ) территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС). Сейчас он предназначен «для реализации территориальных программ ОМС, расчётов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретения и ремонта медицинского оборудования». В 2019–2024 годах в него войдут еще и средства на ликвидацию кадрового дефицита в клиниках, оказывающих первичную медпомощь. Соответствующий проект закона, вносящий изменения в статью 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», опубликован на сайте правительства РФ.

Откуда брать средства и как они будут использоваться медицинскими организациями, должен утвердить Минздрав в дополнительном приказе. , сейчас нормированный страховой запас ТФОМС формируется из доходов бюджета территориального фонда (субвенции ФФОМС), денег, предназначенных на оплату медицинской помощи жителям других регионов, а также части средств от штрафных санкций, наложенных на клиники по результатам проверок.

Правительство также распорядилось внести в Госдуму проект о бюджете Федерального фонда ОМС на следующий год и на плановый период 2020 и 2021 годов. По нему, формирование нормированного страхового запаса ФФОМС планируется ежегодно в размере 3,1 млрд рублей.

На следующий год доходы ФОМС предусмотрены в размере 2 098,2 млрд рублей, на 2020 год – 2 349,9 млрд рублей, на 2021-й – 2 495,8 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 887,9 млрд рублей). Предполагается, что расходы на 2019 год составят 2 190,4 млрд рублей, в 2020-м – 2 350,5 млрд рублей и в 2021-м – 2 501,5 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 994,1 млрд рублей).

«Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 92,3 млрд рублей, в 2020 году – 0,5 млрд рублей, в 2021 году – 5,7 млрд рублей. Сбалансированность бюджета Фонда будет достигнута за счёт переходящих остатков средств на конец соответствующего финансового года», - говорится в распоряжении кабмина.

«В них (бюджетах социальных фондов - Прим. ред.) мы заложили средства, которые позволят обеспечить необходимый уровень социальной защиты людей, - рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 20 сентября во время обсуждения законопроектов. - Деньги пойдут на дальнейшее улучшение качества медицины. В том числе мы включим в базовую программу ОМС новые виды высокотехнологичной помощи, продолжим устранять в больницах дефицит отдельных специалистов».