Рассмотрение и утверждение бюджета производится в законодательных органах (Федеральном собрании), представительных органах субъектов Федерации, органах местного самоуправления.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы:

Проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год с пояснительными документами и материалами;

Проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетных государственных внебюджетных фондов РФ; о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ».

Оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год;

Проекты программ предоставления гарантий и предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе;

Предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Банк России до 1 октября предоставляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Совет Государственной думы , получив указанные выше документы и материалы, направляет их в Комитет Государственной думы по бюджету и налогам, а также утверждает другие комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. Кроме того, проект федерального закона о федеральном бюджете направляется Советом Государственной думы Президенту РФ, в Совет Федерации, комитеты Государственной думы, другим субъектам права, а также в Счетную палату РФ на заключение. После получения заключения комитета Госдума рассматривает проект в 4-х чтениях:

1. Обсуждаются основные направления бюджетной и налоговой политики, прогнозы социально-экономического развития РФ, проект внешних заимствований, доходы федерального бюджета и общий объем расходов.

В случае отклонения проекта бюджета в первом чтение Госдума может:

Передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета. В согласительную комиссию входят представители: Госдумы, Правительства, Совета Федерации;

Вернуть законопроект Правительству на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству.

2. Утверждаются расходы федерального бюджета по функциональной классификации в пределах расходов, утвержденных в первом чтении. Проект рассматривается в течение 15 дней после принятия в первом чтении.

3. Утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств (в течение 25 дней).

4. Госдума рассматривает законопроект в течение 15 дней, после принятия бюджета в 3 чтении. Осуществляется голосование и внесение поправок не допускается. После принятия законопроект передается в течение 5 дней на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть его в течение 14 дней со дня получения. Одобренный этот ФЗ направляется в течение 5 дней Президенту для подписания и обнародования.

В случае отклонения Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, после чего вновь рассматривается Думой. В случае не согласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 общего числа Госдумы.

Президенту на подписание федерального закона отводится 14 дней. В случае отклонения им закона Госдума и Совет Федерации рассматривают его повторно. Однако, если за ФЗ проголосовало не менее 2/3 общего числа парламента, он принимается в прежней редакции и подлежит обнародованию в течение 7 дней.

Если до начала финансового года федеральный закон не утвержден, то финансовые расходы в первом квартале года осуществляются в тех же размерах, что и в прошлом году.

Исполнение и заключение бюджета

Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального закона Президентом. Эта стадия включает выполнение доходной и расходной части.

Исполнение бюджета обеспечивают Министерство финансов и вся система управления финансами РФ. Для оперативного исполнения бюджета составляется роспись доходов и расходов (поквартально по статьям, разделам). Она утверждается соответствующими органами.

Организация исполнения бюджета возложена на Федеральное казначейство РФ.

Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской, прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный - на одном счете.

Казначейская система исполнения бюджетов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы , который предусматривает зачисление всех поступивших доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;



Рис. 8.2. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Возврат излишне уплачиваемых в бюджет сумм доходов;

Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета, при этом должны соблюдаться обязательные последовательно проводимые процедуры санкционирования и финансирования расходов.

Все стадии бюджетного процесса для более наглядного представления показаны на рисунке 8.2.

Основными этапами санкционирования и финансирования при исполнении расходов бюджетов являются:

Составление и утверждение бюджетной росписи. Роспись бюджета - основной оперативный план распределения доходов-расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходование бюджетных средств в течение года;

Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств и бюджетными учреждениями;

Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

Расходование бюджетных средств (процедура финансирования). Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджет РФ

Слово «бюджет» происходит от древненормандского слова «bougette» и переводится, как «сумка, денежный мешок, кошелек». Оно означает определенную схему расходов и доходов объекта, которым может быть обычный человек, семья и даже целое государство в определенный период времени.

Бюджет имеет важное значение как на микро-, так и на макроэкономическом уровне для страны. Его принятием и утверждением занимаются госчиновники. Рассмотрим подробнее, что такое бюджет РФ, кем принимается, с какой периодичностью, зачем он нужен, что означает дефицит бюджета?

Что такое бюджет РФ?

Он представляет собой один из важнейших финансовых инструментов России, включая в себя всю совокупность финансовых документов госслужб, министерств, ведомств, госпрограмм. Он отражает все источники и объемы поступления денежных средств в госказну и определяет расходы, которые будут погашаться за счет этих поступлений.

В ходе бюджетного процесса государство формирует, обсуждает и утверждает бюджет на каждый новый период, который равен году. Кассовым распределением бюджета занимается Федеральное Казначейство.

Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные.

Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января каждого года, и планируется на двухлетний период. С учетом этого все расходования и поступления должны быть строго рассчитаны, чтобы не возникали ситуации недостатка денег.

Кем принимается бюджет России?

Предварительная смета будущих доходов и расходов составляется Министерством Финансов России. В ходе данного планирования чиновники определяют источники поступления денег в казну и направления, куда поступившие средства будут расходоваться. После этого предварительный план бюджета поступает в Правительство, где он дорабатывается и конкретизируется. Подготовленный проект направляется в Госдуму, где депутаты изучают его в 3х чтениях.

Если вдруг в первом чтении проект будет отклонен, то создается специальная группа, состоящая из представителей Правительства, Совета Федерации, Госдумы, которая занимается его доработкой, после чего проект принимается депутатами и передается на следующий уровень согласования в Совет Федерации.

В Совете Федерации происходит рассмотрение принятого бюджета и его согласование. После этого утвержденный законопроект передается на подпись президенту России.

Бюджетный проект должен вступить в действие с 1 января. Если до этой даты парламент не утверждает его или президент накладывает запрет (вето), то такая ситуация получает название бюджетного кризиса.

Состав бюджета.

Бюджет состоит из доходов и расходов.

К доходам относятся денежные поступления в безвозмездном порядке. В этот перечень входят:

  • Налоговые поступления (около 85% от общего объема поступлений).
  • Неналоговые доходы, связанные с внешнеэкономической работой, и полученные от имущества, которое находится в госсобственности (примерно 6%)
  • Целевые бюджетные поступления (9%).

К расходам относится поток денег на обеспечение выполнения госздач и функций. Все бюджетные расходы делятся на два типа:

  • Текущие, которые обеспечивают финансирование госорганов, оказывают поддержку отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий
  • Капитальные, которые расходуются на инвестиционную деятельность государства с целью увеличить свое имущество или создать его.

Цели бюджетных расходов:

  • На обеспечение национальной безопасности, поддержку нацобороны, военные цели.
  • На финансовую поддержку госсубъектов, на пополнение госзапасов, формирование госсобственности, инновационные и инвестиционные цели.
  • На социальные цели (выплата пособий, пенсий и проч.).
  • На общегосударственные интересы (проведение международной деятельности, заключение соглашений, взносы в международные организации).
  • На содержание госорганов, чиновников.

Таким образом, бюджет на законном уровне контролирует действия государства по использованию средств, регулирует приток и отток денежных средств, определяет параметры экономической политики страны и ее рамки.

Профицит и дефицит.

В идеальном состоянии в бюджете должен наблюдаться баланс доходов и расходов. Однако, на практике так почти не получается. Если поступления превышают запланированные расходы, то такая ситуация называется профицитом. Если расходов больше, чем поступлений, то это – дефицит. Профицит случается намного реже, чем дефицит. Для решения дефицитной ситуации, государство может:

  • Выпускать ценные госбумаги (векселя или облигации).
  • Получать бюджетные ссуды.
  • Использовать часть средств ЦБ РФ.
  • Продавать ценные бумаги на бирже.
  • Получать кредиты от других государств и международных организаций.

Таким образом, бюджет играет важную роль для государства. Поэтому правительству важно правильно и грамотно его составить, чтобы расходовать средства максимально эффективно.

Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного са-моуправления выносят уточненный проект бюджета в соответствую-щий представительный орган. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.

Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете. В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комите-ты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и ко-миссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государствен-ной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со-гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разно-гласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты её работы должны быть дове-дены до сведения соответствующих представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответ-ствующим вышестоящим органом представительной власти.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль-ном бюджете в нескольких чтениях . Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде-рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету и налогам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых ука-занный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и пред-ставляет его на рассмотрение Думы.

В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ-ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин-ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внеш-них заимствований РФ в части источников внешнего финансирова-ния дефицита федерального бюджета, а также основные характери-стики федерального бюджета , к которым относятся: доходы феде-рального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государ-ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю-чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо-проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ-ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра-вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра-вительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосо-ванием ее членов от Государственной Думы, Совета Федерации, Пра-вительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласитель-ной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согла-сованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которо-го возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде-ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра-боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже-те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен-ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Если феде-ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора-ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложении и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо-танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государ-ственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про-екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави-тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде-ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе-деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы: феде-рального бюджета по разделам функциональной классификации рас-ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже-та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель-ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас-пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета-ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде-рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика-ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе-дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Рассматривается распределе-ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы на-правляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект закона о бюд-жете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанно-го законопроекта во втором чтении.

Поправки по распределению средств Федерального фонда финан-совой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету, налоговой политике, фи-нансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде-ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня-тия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмот-рения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера-ции в течение пяти дней после его принятия.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в тече-ние 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобрен-ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис-сия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рас-сматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на за-крытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходо-вания средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комис-сию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непри-нятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на оче-редной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из фе-дерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти произво-дят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

Ежегодно разрабатывается и утверждается как Федеральный Закон. Формирование и целевое расходование бюджетных статей также регулируется российским законодательством.

Консолидированный бюджетный свод — объединяет общегосударственные и региональные финансовые планы. Если расходная часть превышает доходную, бюджет дефицитный; при избытке государственных доходов возникает профицит. Небольшой минус в планируемой годовой смете России — показатель сбалансированного подхода.

Порядок формирования и утверждения

Проект нового годового финансового плана готовится в течение нескольких месяцев и базируется на ключевых макроэкономических показателях: прогнозе уровня инфляции и стоимости барреля нефти, на расчетах темпов и объемов прироста ВВП. Источниками оперативного планирования становятся экономические и политические документы:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • прогнозы социально-экономического развития и региональных балансов на период;
  • актуальные направления политики в налоговой сфере;
  • планы приватизации и развития госсектора.

Право представлять годовой бюджет в Госдуму есть только у Правительства Российской Федерации. Проект проходит до 4-х чтений;

  • на 1-м утверждаются основные показатели и детально — смета доходов, включая распределение по регионам;
  • 2-е чтение отводится на расходную часть и статьи Фонда поддержки регионов;
  • 3-е — постатейная детализация и согласование объема заимствований;
  • 4-е чтение — окончательное принятие.

Бюджетная структура

Государственный бюджет России состоит из доходной и расходной частей. Цель планирования — обеспечить финансированием государственные нужды и работу муниципальной власти. Доходы формируются за счет поступлений:

  • налоговые сборы — федеральные ставки по разным видам налогов, таможенные и другие фискальные платежи, а также госпошлины;
  • неналоговые сборы — прибыль госпредприятий, Банка России, от сделок на внешнем рынке и т.д.

Расходы распределяются по отраслевому и программному принципу, приоритет — у социального блока (до 30-50% объема), госуправления и обороноспособности страны:

  • содержание судов и органов исполнительной власти;
  • деятельность армии, флота, МЧС, полиции;
  • инвестиционные программы;
  • научные разработки и образование;
  • национальная экономика;
  • долговые обязательства.

Возникающий профицит и разница в курсах при экспорте нефти позволяет пополнять Резервные фонды: в основной направляется до 3% от бюджетных поступлений, в Президентский — до 1% и новый Объединенный, созданный для погашения дефицита казны. Средства расходуются в случае непредвиденных или чрезвычайных ситуаций, в том числе — на приоритетные региональные проекты.

Параметры бюджета 2018

В конце 2017 г. в России утвердили бюджет развития на три ближайших года — 2018-20 годы. Главная фабула — добиться роста производственного сектора экономики и реальных доходов, стабилизации инфляции, снижение уровня безработицы и объемов госдолга.

Первый годичный период впервые за последнее время спланирован с минимальным дефицитом — около 1.3 трлн рублей со снижением его вдвое к концу бюджетного срока. Основные цифры рассчитаны исходя из почти 4%-го индекса инфляции и курса доллара 64,7:

  • доходы — 15, 2 трлн руб;
  • расходы — 16, 5 трлн руб;
  • дефицит — 1,3 трлн руб;
  • рост ВВП — 2,1% или 97,5 трлн руб.

Решено сократить расходы на инфраструктуру моногородов и дистанционную медицину, господдержку малому бизнесу, секвестированы и статьи по содержанию структур правопорядка и госаппарата.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет РФ - это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ .

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета , если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает помимо федерального все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года - чуть более 30 %.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году - четверть в общей массе поступлений). [нет в источнике ] . Журнал The Economist высказывает мнение, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь при цене на нефть около $110 долл. , называя в качестве главных причин «коррупцию и неэффективность»

Бюджет-2011 был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель .

Cм. также

Примечания

Ссылки и источники

  • Федеральный бюджет России , на сайте Министерства финансов
  • Всё про бюджет на официальном сайте Министерства финансов РФ
  • Федеральный и консолидированные бюджеты 2011 г. в цифрах и графике
  • Воронов В. Реалии и мифы военного бюджета России // Московский комсомолец. 2007. 1 февраля.
  • Зацепин В. Б., Лебедева А. В. Военные расходы в федеральном бюджете 2006 года // Экономико-политическая ситуация в России. 2006. Февраль С.36-41. (То же для 2007 и , гг. и среднесрочного бюджета на 2008-2010 гг.).
  • Структура и динамика расходов в проекте бюджета РФ до 2014 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральный бюджет России" в других словарях:

    Федеральный закон (Россия) «О федеральном бюджете на 2006 год» Номер: 189 ФЗ Принятие: Государственной думой 7 декабря 2005 Одобрение: Советом Федерации 14 декабря 2005 Подписание: Пре … Википедия

    Федеральный закон (Россия) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Номер: 308 ФЗ Принятие: Государственной думой 20 ноября 2009 Одобрение: Советом Федерации 25 ноября 2009 Подписан … Википедия

    Федеральный бюджет РФ основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Содержание 1 Бюджетный процесс 2 Параметры федерального бюджета 3 Примечания … Википедия