Расходные обязательства используются при составлении и рассмотрении проекта закона (решения) о бюджете. Перечень таких обязательств формируется на основе реестров расходных обязательств.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Реестр расходных обязательств РФ ведется в порядке, установленном Правительством РФ.

Реестр расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) ведется в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования. Реестр расходных обязательств субъекта РФ, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Минфин России. Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта РФ в установленном порядке.

Ведение реестра расходных обязательств отнесено к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств. При этом реестры расходных обязательств, направляемые главными распорядителями в финансовый орган, организующий составление проекта соответствующего бюджета, используются при подготовке бюджетов всех уровней и позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.

Принятые расходные обязательства становятся обязательными к исполнению в соответствующем временном периоде. Законодательной основой реализации расходных обязательств является закон (решение) о бюджете.

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, становятся бюджетными обязательствами . Так же как и расходные обязательства, они обязательны к исполнению. В процессе исполнения соответствующего бюджета бюджетные обязательства приобретают форму денежных обязательств.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Таким образом, понятия "бюджетные обязательства" и "денежные обязательства" характеризуют расходные обязательства на разных этапах их исполнения.

В результате внедрения Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах в отдельную категорию расходных обязательств были выделены публичные обязательства.

Публичные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Такие расходные обязательства возникают непосредственно у конкретного публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования). К таким расходным обязательствам можно отнести субвенции из Федерального фонда компенсаций, выделяемые органам власти субъекта РФ для осуществления делегированных полномочий.

В состав публичных обязательств входят публичные нормативные обязательства.

Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

К публичным нормативным обязательствам относятся расходы на социальное обеспечение граждан: выплаты пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, детям, оставшимся без попечения родителей, семьям, потерявшим кормильца, и т.д.

Рис. 12.1.

Наряду с публичными обязательствами существует и другой вид расходных обязательств – гражданско-правовые, которые возникают в результате оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также заключения органами власти и бюджетными учреждениями договоров и соглашений.

В соответствии с видами расходных обязательств осуществляются бюджетные ассигнования.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Согласно ст. 69 БК к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования:

  • – оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • – социальное обеспечение населения;
  • – предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
  • – предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
  • – предоставление межбюджетных трансфертов;
  • – предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • – обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • – исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования:

  • – на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;
  • – предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
  • – предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
  • – осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • – закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:
    • 1) оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
    • 2) разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
    • 3) закупки товаров в государственный материальный резерв.

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.

Таблица 12.1 . Перечень видов бюджетных ассигнований

Наименование вида бюджетного ассигнования

Оказание государственных услуг

  • 1.1. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений:
    • – оплата труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата) федеральных государственных гражданских служащих, лиц, замещающих государственные должности РФ, военнослужащих, работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ;
    • – оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд;
    • – уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
    • – возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности;
  • 1.2. Предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • 1.3. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • 1.4. Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения), в том числе в целях:
    • – оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
    • – осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности (за исключением государственных унитарных предприятий);
    • – разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
    • – закупки товаров в государственный материальный резерв

Социальное обеспечение населения

  • 2.1. Публичные обязательства в виде бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения;
  • 2.2. Публичные нормативные обязательства в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями

  • 3.1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями, влекущих возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ;
  • 3.2. Предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении у федеральных государственных унитарных предприятий, влекущих увеличение уставного фонда или увеличение стоимости основных средств указанных юридических лиц в установленном порядке

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг

  • 4.1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • 4.2. Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся автономными и казенными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации

Предоставление

межбюджетных

трансфертов

  • 5.1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • 5.2. Субсидии бюджетам субъектов РФ;
  • 5.3. Субвенции бюджетам субъектов РФ;
  • 5.4. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ;
  • 5.5. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права

6.1. Платежи, взносы, безвозмездные перечисления субъектам международного права, возникающим и исполняющимся в соответствии с положениями межгосударственных (международных) договоров и соглашений, предусматривающих взносы и иные платежи Российской Федерации субъектам международного права

Обслуживание государственного долга Российской Федерации

7.1. Платежи, возникающие и исполняющиеся в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, Минфина России и ЦБ РФ, а также в соответствии с договорами (соглашениями), определяющими условия привлечения и обращения государственных долговых обязательств Российской Федерации

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов

8.1. Судебные акты по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) предусматриваются на исполнение расходных обязательств, возникающих в результате заключения органами государственной власти (органами местного самоуправления) и бюджетными учреждениями договоров гражданско-правового характера (трудовых соглашений, государственных (муниципальных) контрактов) либо установления иных условий предоставления бюджетных средств на возмездной основе при осуществлении возложенных на них функций. Поскольку действующим законодательством (законами, положениями об органах исполнительной власти и т.д.) не определен объем расходов на выполнение этих функций, закон (решение) о бюджете устанавливает предельные объемы (лимиты) для принятия и исполнения соответствующих расходных обязательств.

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг включают ассигнования на обеспечение деятельности бюджетных учреждений, предоставление субсидий автономным учреждениям, а также иным некоммерческим организациям, осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и т.д. Все они характеризуются возмездностью предоставления бюджетных средств (т.е. выполнением юридическими или физическими лицами определенной, оплачиваемой бюджетом деятельности), должны планироваться исходя из выполнения государственных (муниципальных) заданий.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания (ст. 69.2 БК).

Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • – показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • – порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • – порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • – требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

  • – определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • – порядок оказания соответствующих услуг;
  • – предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Таким образом, БК установлена правовая основа для формирования в качестве базовой единицы бюджетного процесса связки "расходное обязательство – бюджетное ассигнование – государственное (муниципальное) задание".

В отличие от бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения не носят возмездного характера. При этом входящие в их состав бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона, без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие. На данном этапе развития бюджетного законодательства РФ осуществлено законодательное определение общей специфики только этой формы бюджетных ассигнований, имея в виду, что в дальнейшем, после практической апробации в течение нескольких бюджетных циклов, соответствующие нормы могут быть детализированы и, при необходимости, введены в отношении других форм расходных обязательств и соответствующих бюджетных ассигнований.

Расходы бюджета - денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению жономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т.п.

На величину и структуру расходов бюджетов оказывает влияние объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов ; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая и Российской Федерации судебная реформа сопровождалась ростом бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарат судов и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований).

Расходные обязательства публично-правового образования - это обязанность публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить юридическому или физическому лицу, иному публично-правовому образованию средства соответствующего бюджета . Расходные обязательства Российской Федерации закрепляются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также договорами, заключенными Российской Федерацией (или от имени Российской Федерации). Расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, а также договорах, заключенных субъектами РФ (или от имени субъектов РФ). Расходные обязательства муниципальных образований закрепляются в муниципальных правовых актах, а также в договорах, заключенных муниципальными образованиями (или от имени муниципальных образований).

При установлении расходных обязательств обеспечивается нормативная регламентация содержания и формы соответствующих расходов бюджета. Расходные обязательства являются связующим звеном между правом гражданина, субъекта хозяйствования и публично-правового образования на получение бюджетных средств и обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления предоставить средства бюджета. Расходные обязательства являются инструментом оценки полноты и обоснованности бюджетных расходов.

В зависимости от содержания расходных обязательств в их составе различают расходные обязательства по оказанию органами государственной власти и местного самоуправления, а также государственными и муниципальными учреждениями государственных и муниципальных услуг; предоставлению межбюджетных трансфертов; осуществлению бюджетных инвестиций; обслуживанию государственного и муниципального долга . Особое положение в составе расходных обязательств занимают публичные нормативные обязательства, предусматривающие предоставление бюджетных средств гражданам в рамках их социального обеспечения.

В структуре расходных обязательств, исполняемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, преобладают расходные обязательства по оказанию государственных услуг и по предоставлению межбюджетных трансфертов. Основной объем средств местных бюджетов направляется на исполнение расходных обязательств по оказанию муниципальных услуг.

Для исполнения расходных обязательств в полном объеме предусматривается их разделение на действующие и принимаемые. Действующие расходные обязательства являются неизменными в течение определенного финансового периода (текущего финансового года, очередного финансового года, планового периода). Их исполнение не предусматривает сокращения или увеличения расходов бюджетов. Расходные обязательства, предполагаемые к принятию или увеличению в определенный финансовый период, относятся к принимаемым расходным обязательствам . Принятие новых расходных обязательств допускается при условии обеспеченности действующих расходных обязательств.

Безусловное исполнение действующих расходных обязательств является одной из задач бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008 «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» указывалось, что решения по увеличению или установлению новых расходных обязательств должны приниматься только в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным в Бюджетном кодексе РФ (ст. 28 и 31 БК РФ), органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств соответствующих бюджетов. Многообразие видов расходов бюджетов предусматривает необходимость их группировки по функциональному и экономическому назначению, а также ведомственной принадлежности.

Функциональный состав расходов отражает распределение бюджетных средств по основным направлениям деятельности органон государственной власти и местного самоуправления в различных сферах жизни общества:

Осуществление правотворческой, судебной, управленческой и правоохранительной деятельности;

Реализация социальных прав граждан, устанавливаемых Конституцией РФ, включая право на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, защиту материнства и детства, на жилище;

Обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и международное сотрудничество;

Государственное регулирование и стимулирование экономики, научно-технического прогресса;

Формирование государственных (муниципальных) запасом и резервов;

Управление государственным (муниципальным) долгом и др.

Функциональная группировка расходов позволяет раскрыть роль государства в управлении экономикой и социальной сферой общества. Эта группировка нашла отражение в классификации расходов бюджетов, входящей в состав бюджетной классификации Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета обеспечивается реализация полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Средства бюджетом субъектов РФ используются на финансирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Местные бюджеты обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоупранления по решению вопросов местного значения.

Иными словами, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленный в ст. 5 Конституции РФ, а также самостоятельность местного самоуправления, гарантированная в ст. 12 и 130 Конституции РФ, лежат в основе разграничения расходных полномочий 1 между уровнями власти в Российской Федерации. Основная задача таких разграничений - закрепление за органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления прав и обязанностей по использованию бюджетных средств в объеме, достаточном для реализации возложенных функций и задач. Объем расходных полномочий, закрепляемых за органом государственной власти либо органом местного самоуправления, должен соответствовать объему финансовых ресурсов, предоставляемых в его распоряжение.

Распределение бюджетных расходов по уровням бюджетной системы РФ сложилось следующим образом (табл. 12.1).

Таблица 12.1 Распределение основных видов расходов по уровням бюджетной системы РФ в 2008 г.



Источник. Рассчитано на основе Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1 января 2009 г. и Отчет об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на 1 января 2009 г.

Таким образом, по основным направлениям расходов привлекаются средства бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: деятельность Президента РФ, федеральных органон законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; международная деятельность (реализация межгосударственных договоров); национальная оборона (содержание Вооруженных сил РФ); правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (содержание учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность таможенных органов, содержание органов прокуратуры, деятельность органов пограничной службы, обеспечение органон государственной безопасности); фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; исследование и использование космического пространства; государственная поддержка атомной энергетики; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; деятельность федеральных учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства; социальная защита определенных категорий граждан (пострадавших в результате радиационных аварий,
ветеранов и др.), деятельность средств массовой информации Российской Федерации; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; обслуживание государственного долга РФ; пополнение государственных запасов и резервов; проведение выборов и референдумов Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ.

Распределение расходов федерального бюджета по основным направлениям их функциональной группировки представлено в табл. 12.2.

Т аблица 12.2 Структура расходов федерального бюджета в 2008 г.


Источник. Рассчитано на основе Отчета об исполнении консоли дированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1 января 2009 г.

Таким образом, основной объем расходов федерального бюджета приходится на межбюджетные трансферты другим бюджетам бюджетной системы РФ, а также на обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти. В 2009 г. приоритетные направления расходования средств федерального бюджета существенно не изменились. Это - межбюджетные трансферты другим бюджетам бюджетной системы РФ, общегосударственные вопросы, обеспечение правоохранительной деятельности и национальной безопасности. Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства РФ, в 2009 г. предусмотрено увеличение расходом федерального бюджета на поддержку финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики, а также на социальное обеспечение населения.

Приоритетные направления расходов федерального бюджета ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и находят отражение в основных направлениях бюджетной и налоговой политики РФ.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие виды расходов: деятельность органов законодательной и исполнитель ной власти субъектов РФ; содержание мировых судей и судом субъектов РФ; организация обслуживания населения транспортом пригородного и межмуниципального сообщения; поддержка сельскохозяйственного производства, субъектов малого и среднего предпринимательства; содержание государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства субъектом РФ; деятельность средств массовой информации субъектов РФ; обеспечение молодежной политики; социальная поддержка и социальное обслуживание определенных категорий граждан; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального масштаба; обслуживание государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.

Распределение расходов бюджетов субъектов РФ представлено в табл. 12.3.

Т аблица 12.3 Структура расходов бюджетов субъектов РФ в 2008 г.


Источник. Рассчитано на основе Отчета об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на 1 января 2009 г.

Таким образом, приоритетное место в структуре расходов бюджетов субъектов РФ принадлежит расходам на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, а также государственную поддержку отдельных отраслей экономики региона.

Состав расходов местных бюджетов приближен к сферам деятельности, обеспечивающим удовлетворение потребностей граждан, связанных с их проживанием на территории данного муниципального образования. За счет средств местных бюджетов финансируются: деятельность органов местного самоуправления; функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка; содержание муниципального жилого фонда, благоустройство и озеленение территории муниципальных образований и иные мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения в пределах муниципальных образований; деятельность муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта; деятельность средств массовой информации муниципальных образований; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий местного масштаба; организация охраны окружающей среды на территории муниципальных образований; обслуживание муниципального долга; проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Структура расходов местных бюджетов приведена в табл. 12.4.

Таблица 12.4 Структура расходов местных бюджетов в 2008 г.


Источник. Рассчитано на основе Отчета об исполнении консолидиро ванных бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государствен ных внебюджетных фондов на 1 января 2009 г

Таким образом, основные бюджетные ресурсы органов местного самоуправления сосредоточены на финансировании жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и общего образования.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ может быть предусмотрено формирование резервных фондов исполнительных органов государственной власти и местных администраций.

Резервные фонды исполнительных органов государственной власти и местных администраций представляют собой обособленную часть бюджетных средств, находящихся в распоряжении исполнительных органов государственной власти и местных администраций и предназначенных для финансирования непредвиденных расходов . Образование резервных фондов законодательных (представительных) органов запрещается.

Традиционно формирование резервных фондов связывается с необходимостью финансирования расходов на проведение аварийно-спасательных, восстановительных и иных видов работ, вызванных чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями. Между тем, содержание непредвиденных расходов не ограничивается их экстренным характером, предполагается финансирование различных мероприятий, не предусмотренных на текущий финансовый год. Иными словами, за счет резервных фондов исполнительных органов государственной власти и местных администраций обеспечивается финансирование расходов, не предусмотренных Федеральным законом (решением) о бюджете и определяемых решениями органов исполнительной власти и местных администраций.

В федеральном бюджете формируются Резервный фонд Президента РФ и Резервный фонд Правительства РФ, резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Общий размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти и местных администраций не может превышать 3% утвержденных расходов соответствующего бюджета. Резервный фонд Президента РФ утверждается в размере не более 1% расходов федерального бюджета. Конкретный размер фондов устанавливается ежегодно при утверждении закона (решения) о бюджете 2 .

Следуя принципам адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов, функциональная группировка расходов дополняется их ведомственным распределением. Ведомственная структура расходов предусматривает распределение бюджетных средств между государственными органами, органами местного самоуправления, наиболее значимыми учреждениями социальной сферы 3 , в распоряжение которых они предоставляются, с последующей группировкой расходов в зависимости от их функционального назначения.

Таким образом, ведомственная структура расходов позволяет раскрыть состав государственных органов, органов местного самоуправления, отдельных государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих расходы одного функционального назначения, так же как и функциональный состав расходов, осуществляемых государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, указываемые в ведомственной структуре расходов, обладают полномочиями главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Расходы бюджетов в их функциональной и ведомственной структуре утверждаются федеральным законом (решением) о бюджете и законом (решением) об исполнении бюджета.

При составлении и утверждении бюджета на среднесрочный период (очередной финансовый год и плановый период) в ведомственной структуре расходов выделяют условно утверждаемые расходы, т.е. расходы, не распределяемые по функциональным направлениям. Они устанавливаются исключительно на предстоящий (плановый) финансовый период и при этом выполняют функцию условного резервирования бюджетных средств на исполнение принимаемых расходных обязательств. Объем условно утверждаемых расходов отражает возможности принятия новых или увеличения действующих расходных обязательств в предстоящий финансовый период. Величина условно утверждаемых расходов не может превышать 2,5% общего объема расходом бюджета на первый год планового периода и 5% на второй год планового периода.

Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование предоставляет возможности для включения расходов бюджетов в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. Экономическая группировка расходов является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств.

Экономическая группировка расходов нашла отражение в классификации операций сектора государственного управления, входящей в состав бюджетной классификации Российской Федерации.

В рамках этой группировки выделяют следующие виды расходов: на оплату труда и начисления на оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание государственных и муниципальных служащих; на оплату работ и услуг, оказываемых бюджетным учреждениям; на выплату социальных пособий (компенсаций, субсидий) определенным категориям граждан; на безвозмездные перечисления коммерческим и некоммерческим организациям, а также другим бюджетам бюджетной системы РФ и субъектам международного права; на обслуживание государственного и муниципального долга; на строительство, приобретение в государственную и муниципальную собственность основных средств, а также реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Они осуществляются в различных формах, представленных в табл. 12.5. Расходы бюджетов в их экономической структуре в Федеральном законе (решении) о бюджете не утверждаются.

Таблица 12.5 Основные формы расходов бюджета






* Расходы на государственную (муниципальную) поддержку некоммер ческих организаций, не являющихся бюджетными или автономными, осу ществляются в формах, аналогичных расходам на государственную (муници пальную) поддержку коммерческих организаций.
* * Определение субвенции как формы расходов на государственную (муниципальную) поддержку публично-правовых образований условно. Субвенция предоставляется для исполнения расходных обязательств, свя занных с выполнением органами государственной власти и местного само управления переданных полномочий, в то время как дотация и межбюджет ная субсидия обеспечивают исполнение расходных обязательств, принимае мых в ходе осуществления органами государственной власти и местного самоуправления собственных полномочий.

Совершенствование форм расходов бюджета является одним из направлений современной бюджетной политики в Российской Федерации. Изменения в бюджетном финансировании коммерческих организаций предусматривают расширение конкурсной основы распределения бюджетных ресурсов, повышение ответственности субъектов хозяйствования за эффективность и результативность использования средств. Условия бюджетного субсидирования коммерческих организаций предполагают возможность

сокращения субсидий организациям, у которых показатели эффективности использования бюджетных средств не достигли заданных величин.

Преобразования в финансовом обеспечении государственных и муниципальных учреждений связаны с использованием государственных и муниципальных заданий и переходом к механизму нормативно-подушевого финансирования. Государственные п
муниципальные задания являются инструментом правовой регламентации требований к объему, качеству, условиям и порядку оказания государственных и муниципальных услуг. Предоставление бюджетных средств государственным и муниципальным учреждениям осуществляется с учетом оценки выполнения государственного и муниципального задания. Переход к нормативноподушевому финансированию предусматривает возмещение учреждению затрат на оказание государственных и муниципальных услуг исходя из их нормативной оценки в расчете на одного потребителя. Объем бюджетных средств, направляемых на оказание государственных и муниципальных услуг, определяется исходя из установленного норматива подушевого финансирования и численности потребителей государственных и муниципальных услуг в соответствии с государственным и муниципальным заданием.

Процесс реформирования системы социальных выплат связывается с применением адресных форм социальной поддержки населения, а также использованием дополнительных денежных выплат за особые условия труда отдельных категорий работником (в частности, военнослужащих и приравненных к ним лиц).

1 Расходные полномочия - права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления осуществлять в пределах компетенции расходование средств бюджета.
2 В 2008 г. объем резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ не превысил 0,08% расходов федерального бюджета, объем резервных фондов органов исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций - 0,01% соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
3 Например, ведомственная структура расходов федерального бюджета предусматривает распределение средств не только между государственными органами РФ, но и между отдельными федеральными государственными учреждениями — ФГУ «Государственный академический Большой театр России», ФГУ «Государственный Эрмитаж», ФГУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» и др.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Бюджетное обязательство - понятие бюджетного процесса Российской Федерации - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 Бюджетного Кодекса РФ).

Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:

Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета - не важно, в какие сроки и в каком объеме.

Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Например: на основании какого-либо закона бюджет обязан выплачивать пенсии определенной группе граждан. Или: бюджетное учреждение заключило договор на 3 года на обеспечение питанием. Это - расходные обязательства.

При составлении бюджета на эти расходы на конкретный год планируются конкретные суммы (бюджетные ассигнования).

Как только бюджет будет принят в соответствии с законодательством, эти планы станут бюджетными обязательствами.

Понимается обусловленная нормой права обязанность публичного субъекта предоставлять бюджетные средства правомочным получателям.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда)

Бюджетное обязательство – это есть расходное обязательство, но то, которое включено в соответствующий бюджет (на соответствующий год). Расходное обязательство существует вне времени (вытекает только из нормы права), но осуществлять расход в текущем году: эта обязанность возникнет, когда расходное обязательство станет бюджетным.



Т.е. совокупность расходных обязательств, включенных в бюджетный закон в соответствующем году – бюджетные обязательства, а это и есть расходы бюджета.

Для расхода бюджета характерно требование формы, а к расходному обязательству форма не применима – это лишь обязанность.

Признаки расходного обязательства

1. Обусловленность нормы и права (ФЗ, закон субъекта РФ, в качестве иного НПА – Указы Президента и постановления правительства.

2. Обязанность публичного субъекта. Он действует через свои органы, поэтому обязанность подразумевает соответствующие полномочия представительного и исполнительного органа. Т.е. один орган обязан включить обязательство в закон, а исполнительный – включить.

Формы расходов бюджетов и механизм их осуществления

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

Ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению;

Ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или -уменьшению бюджетных доходов;

Бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Межбюджетных трансфертов;

Кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

Кредитов иностранным государствам;

Средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Под расходными обязательствами следует понимать возникающие на основе закона, иного нормативного правового акта, договора или соглашения обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Расходные обязательства тесно взаимосвязаны с бюджетными обязательствами. Так, расходные обязательства становятся бюджет-ными обязательствами с даты вступления в силу федерального закона (решения) о бюджете на следующий финансовый год, в котором закреплены соответствующие расходы. Иными словами, бюджетные обязательства - это законодательно закрепленные в финансово- плановом акте расходные обязательства.

В рамках расходных обязательств выделяют публичные и публичные нормативные обязательства.

Так, к публичным обязательствам относят возникающие на основе закона, иного нормативного правового акта расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

В свою очередь, публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

При этом к публичным нормативным обязательствам не относятся обязательства по осуществлению выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) слу-жащих, а также статусом лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, прохо-дящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

В целях надлежащего контроля за осуществлением расходных обязательств на органы государственной и муниципальной власти возложена обязанность по ведению в установленном соответствующим исполнительным органом порядке реестров расходных обязательств и их представлению в вышестоящий орган исполнительной власти.

Реестр представляет собой используемый при составлении проекта бюджета перечень нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов (с обязательным указанием соответствующих статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев правовых актов), обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств.

В реестре расходных обязательств в обязательном порядке также производится оценка объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

В зависимости от источника финансирования выделяют три вида расходных обязательств:

расходные обязательства Российской Федерации;

расходные обязательства субъекта Российской Федерации;

расходные обязательства муниципального образования.

Так, к расходным обязательствам Российской Федерации относят

обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Данные расходные обязательства возникают на основании:

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) пол-номочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:

а) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

б) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

В свою очередь, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации относят обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств территориальных внебюджетных фондов.

Основаниями для возникновения данных расходных обязательств выступают:

принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключение субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключение субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

заключение от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;

принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации уста-навливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Единственным исключением является то, что расходы, связанные с осуществлением субъектами Российской Федерации делегированных Российской Федерацией полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

В целях обеспечения разграничения предметов ведения и как следствие расходных обязательств БК РФ установил запрет на установление и исполнение органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, если иное прямо не предусмотрено федеральным законодательством.

При этом в целях исключения установления необеспеченных финансовыми ресурсами расходов бюджета органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Расходные обязательства муниципального образования составляют обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета муниципального образования.

Их возникновение тесно связано со следующими обстоятельствами:

1) принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключение муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятие муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, за исключением расходных обязательств, принимаемых и исполняемых при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В этом случае расходные обязательства исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Бюджетное обязательство - понятие бюджетного процесса Российской Федерации - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 Бюджетного Кодекса РФ).

Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:

Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета - не важно, в какие сроки и в каком объеме.

Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Например: на основании какого-либо закона бюджет обязан выплачивать пенсии определенной группе граждан. Или: бюджетное учреждение заключило договор на 3 года на обеспечение питанием. Это - расходные обязательства .

При составлении бюджета на эти расходы на конкретный год планируются конкретные суммы (бюджетные ассигнования).

Как только бюджет будет принят в соответствии с законодательством, эти планы станут бюджетными обязательствами .

Статья 84. Расходные обязательства Российской Федерации

1. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:



субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

2. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

3. Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).