Эффективность налоговой системы и принципы ее формирования

Понятие налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если последние рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Н.Н. Заяц считает, что под налоговой системой следует понимать совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания .

А.Д. Кишкевич и Т.И. Василевская расширили понятие налоговой системы. По их мнению, налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства .

Принципы организации налоговой системы экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан.

Принято выделять две группы принципов налогообложения:

Всеобщие, или классические, принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и так или иначе используются в налоговых системах всех стран;

Функциональные, или современные, на основании которых задаются условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики.

Всеобщие (классические) принципы: справедливость (равномерность и всеобщность), определенность, удобство, дешевизна (экономия).

С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и дополнялись. В результате к настоящему времени оформились современные функциональные принципы налогообложения, отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики. Это:

всеобщность налогообложения;

исключение двойного налогообложения;

стабильность налоговой системы в течение достаточно длительного периода;

простота и ясность системы и процедуры уплаты налогов;

установление размера налога с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня его доходов;

оптимальность налоговых изъятий, обеспечивающая достаточное финансирование государственных расходов, с одной стороны, и относительно небольшое и равномерно распределенное налоговое бремя для налогоплательщиков – с другой;

минимизация затрат на взимание налогов;

корректировка распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе;

соответствие налогообложения структурной политике государства;

воздействие на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию и др. .

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам .

Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:

Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов.

Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.

Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации.

Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства .

Таким образом, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/

К. С. Григорьева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Налоговая система не может эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие страны.

Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

Для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

Для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

Для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Эффективность налоговой системы определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социальноэкономическим целям на каждом этапе развития страны. Основными принципами построения современной налоговой системы являются простота и экономичность, стабильность, законодательное регламентирование, доступность алгоритма расчета налогов, сбалансированное взаимодействие функций налогов, приемлемый размер налогового бремени, сочетание интересов государства, предприятий и населения, содействие развитию экономики страны .

Мировой опыт показывает, что системы налогообложения весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Иначе говоря, налоговая система не может быть приведена к какому-то окончательному виду. Возможна лишь ее адаптация к экономическому развитию страны и выбору путей развития экономики в будущем.

С самого начала своего формирования налоговая система России имела фискальную направленность, выполняя функцию изъятия накоплений у предприятий и населения. В результате этого сформированная налоговая система привела к тому, что почти полностью прекратилось финансирование из бюджета НИОКР, наблюдается резкий спад инвестиций в производство, снижение платежеспособного спроса. Кроме того, высокая налоговая нагрузка явилась одной из причин образования большой кредиторской задолженности у предприятий по налоговым платежам, что также препятствует экономическому росту и развитию производства.

Для российской налоговой системы характерны:

1. Отсутствие принципа соответствия уровня налогообложения финансовым возможностям субъектов хозяйствования. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия.

Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени - общее явление для всех стран. Тем не менее величина налога - понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в развитие - соответственно, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, действующая налоговая система эффективна для государства. Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики.

Расчеты показывают, что при доходе, например, 10 тыс. руб. для обеспечения выдаваемой на руки зарплаты 6 тыс. руб. условная налоговая нагрузка (НН = НДФЛ + ЕСН + НДС) не должна превышать 39%. Если же налоговая нагрузка будет 30%, то на руки можно будет выплатить 6818 руб., а если 57% (НДФЛ = 13% + + ЕСН = 26% + НДС = 18%), то зарплата будет 4500 руб., а 1500 руб. придется доплатить в конверте .

Аргумент, что без накопительных отчислений в Пенсионный фонд работник может лишиться 200300 руб. в виде прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Возможно, для некоторых отраслей, таких как нефте- и газодобыча, металлургия, финансовая деятельность, строительство, ЕСН 26% - нормальная ставка. Но для предприятий легкой промышленности и других перерабатывающих и производственных предприятий полностью платить налоги и производить конкурентоспособную продукцию очень сложно.

Россия, похоже, единственная страна с плоской и такой низкой ставкой (13%) налога на доходы физических лиц. При этом принятый у нас не облагаемый налогом доход 400 и 600 руб. на каждого ребенка налогоплательщика в месяц в 45 (!) раз меньше среднего по Европе .

Один из путей улучшения ситуации - ввести в нашей стране ступенчатую (прогрессивную) шкалу НДФЛ с одновременным повышением не облагаемого налогом дохода хотя бы до 5 тыс. руб. Необходимо вычеты в 400 и 600 руб. заменить вычетами, равными прожиточному минимуму, и убрать ограничения на доход, исчисленный нарастающим итогом, в 20 и 40 тыс. руб., по достижении которого вычет не предоставляется. В этом случае уменьшение налоговой нагрузки почувствуют около 95% россиян.

В качестве альтернативного варианта предлагается к рассмотрению плоская шкала НДФЛ со ставкой 20% с одновременным увеличением не облагаемого налогом дохода до 6-7 тыс. руб. Применение этой (или подобной) шкалы позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку между бедными и богатыми, при этом она останется простой для администрирования.

Одной из главных проблем экономики России является нежелание хозяйствующих субъектов платить налоги в полном объеме. У предприятий наблюдается перспектива невозможности продолжения финансовохозяйственной деятельности после уплаты всех налоговых платежей, а предприниматели пытаются всеми способами обойти закон, чтобы платить меньше налогов.

Проблему «теневой» экономики нужно решать путем снижения налоговых ставок, изменения налогооблагаемой базы и перераспределения налогового бремени, что позволит вывести из «тени» хотя бы часть оборота. В целях уменьшения оборота в «теневой» сфере следует использовать также налоговое администрирование, ужесточение дисциплинарных мер к нарушителям, совершенствование налогового контроля.

2. Несоблюдение принципа определенности налогообложения. Любой хозяйствующий субъект имеет право знать, какие платить налоги, сколько платить и когда платить. На практике этого обеспечения не существует. Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана. Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС; зависимость ЕСН от величины заработной платы, исчисленной нарастающим итогом, от пола и возраста работников и вызванные этим весьма сложные вычисления, которые должен проделывать бухгалтер; необходимость представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и Пенсионный фонд РФ - вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов.

Формулировки статей НК РФ настолько запутанны, что зачастую возникают налоговые споры, разбираться с которыми приходится арбитражным судам. Причем нередко суды решают налоговые споры в пользу налогоплательщиков, что является свидетельством того, что даже некоторые работники налоговых органов непра-

вильно понимают и применяют нормы налогового законодательства.

Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета. Это не значит, что налоговая система должна оставаться неизменной. Напротив, эффективность ее функционирования заключается в том, что инструменты налогообложения динамично адаптируются к экономическому положению страны и их воздействие на экономическое развитие отвечает содержанию налоговой политики, проводимой государством. Любые изменения, проводимые при реформировании налоговой системы, должны быть последовательными и иметь четкую направленность.

3. Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Этот принцип заключается в минимизации затрат по налоговому администрированию при максимальном сборе налогов.

Сложность процедур - одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями - это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов ЕСН с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в два бюджета и три фонда - это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц. «Система Главбух», содержащая актуальные практические рекомендации бухгалтеру предприятия, включает в себя:

Свыше 30 тыс. нормативно-правовых документов в полной редакции;

СБ-диск с обновлениями два раза в месяц;

ОпНие-версию для подписчиков - ежедневное обновление системы.

Во многих странах малые и средние предприятия не имеют своих бухгалтеров, а платят специальным фирмам, которые ведут их бухгалтерский учет и отчитываются в налоговой инспекции.

А у нас растет нагрузка на предприятия. Это только кажется, что затраты, связанные с бухгалтерским учетом и расчетом налогов, малы. Они невелики для крупных и особо крупных предприятий, а для субъектов малого бизнеса эти затраты составляют существенную часть накладных расходов.

Испытывают трудности и работники налоговых органов: вместо того чтобы обеспечивать поступление налогов в бюджет и консультировать предприятия, инспекторы вынуждены обрабатывать тысячи страниц отчетов и деклараций. Введение системы сдачи отчетов на магнитных носителях проблемы не снимает, т.к. формы остаются теми же, а читать их на экране монитора труднее и вреднее для здоровья, чем на бумажном носителе.

Информация, содержащаяся в налоговом отчете, должна быть необходимой и достаточной для решения поставленных задач. Чем проще и прозрачнее отчетная

форма, тем проще платить налоги и проверять правильность их уплаты; соответственно, тем труднее уклоняться от налогообложения и тем эффективнее налоговая система в целом.

Если в налоговой декларации указывать только реквизиты организации, а также необходимые для исчисления и уплаты налогов их названия, налоговые базы, ставки и начисленные, уплаченные и подлежащие уплате суммы налогов, то объем декларации не превысит одной страницы обычного формата. На этой же странице может быть помещена информация налоговой инспекции о том, насколько данные налогоплательщика совпадают со сведениями, имеющимися в налоговом органе.

В настоящее время в России требуется смена направлений налоговой политики. Государству следует активизировать свое вмешательство в экономику с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики, направленное на долгосрочное экономическое развитие.

При выборе системы налогообложения ориентация на усиление прямого налогообложения предприятий означает поднятие ставок налога на прибыль. В результате уменьшается размер прибыли, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, что ведет, соответственно, к отсутствию у предприятий возможности накопления капитала и торможению экономического роста.

Ужесточение косвенного налогообложения позволяет первоначально увеличить поступления налоговых платежей в бюджет, однако в то же время это сокращает денежные средства предприятия, находящиеся в обращении, нехватка которых ведет в дальнейшем к взаимным неплатежам между предприятиями, накоплению задолженности по платежам в бюджет и т.п.

Увеличение ставок налогов на капитал (налога на имущество, земельного налога) ведет к сокращению инвестиций, отсутствию у предприятий заинтересованности в обновлении основных фондов и увеличении капитала. В результате основные средства хозяйствующих субъектов устаревают и изнашиваются, становится невозможным использование новых технологий в произ-

водстве. В итоге выпускаемая продукция теряет свое качество и конкурентоспособность на рынке.

Итак, на современном этапе экономического развития в целях реформирования российской налоговой системы предлагаются следующие шаги:

1. Снизить ставки НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10-12% для легкой промышленности; сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения, для перерабатывающих отраслей АПК, полиграфической промышленности; готовых металлических изделий; предприятий деревообработки. Такое снижение налоговых ставок, несомненно, будет способствовать выходу доходов предприятий из «тени», росту производства и повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Несмотря на существенное снижение ставок, реальные поступления налогов в бюджет даже возрастут.

2. Постепенно перейти от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Ввести прогрессивную шкалу НДФЛ со ставками 13, 20 и 30%, увеличив необлагаемый налогом доход до 5 тыс. руб. Альтернативное предложение - оставить плоскую шкалу налога, увеличив ставку до 20% и не облагаемый налогом доход до 6-7 тыс. руб.

3. Упростить и сократить налоговую отчетность. Отменить обязательную промежуточную отчетность.

4. Упростить процедуру расчета налогов.

5. Осуществить углубленный анализ судебной практики рассмотрения налоговых споров между бизнесом и налоговыми органами и подготовить на этой базе соответствующие поправки в законодательство РФ о налогах и сборах с целью урегулирования спорных вопросов.

Дальнейшее реформирование налоговой системы России должно быть связано с превращением налогообложения в действенный механизм экономического роста и развития предприятий, создания предпосылок для расширения производства, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, развития и повышения качества жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. 178 с.

2. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. 2007. № 9.

3. Машков С.А. Завершается ли реформирование налоговой системы? // Налоговые споры: Теория и практика. 2006. № 9.

Налоговая политика

оценка эффективности российской налоговой системы

О. В. КАЛИНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического менеджмента E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

В статье рассмотрены два основных подхода к определению эффективности в сфере налогообложения. Выявлены и классифицированы показатели эффективности налоговой системы. Составлена сводная таблица расчетных показателей эффективности. Рассчитаны и проанализированы показатели эластичности налоговой системы Российской Федерации за последние годы.

Ключевые слова: эффективность, налоговая система, ресурсный подход, целевой подход, показатели, эластичность, динамичность.

Одной из важнейших характеристик налоговой системы страны выступает ее эффективность, определяющая качество проводимой налоговой политики и работы государственных институтов власти.

Традиционно в российской и зарубежной практиках при оценке эффективности налоговой системы придерживаются двух основных подходов: ресурсного, соотносящего социально-экономический эффект с затратами на его получение, и целевого, определяющего, какая доля из запланированных налоговых процедур и действий была выполнена, т. е. насколько достигаются поставленные цели в отчетном анализируемом периоде.

Ресурсный подход - отношение достигнутого результата к использованным ресурсам. Ресурсная эффективность определяется по формуле

где Р - результаты, полученные при функционировании экономического объекта; З - затраты (издержки), характеризующие использованные ресурсы. Целевой подход - отношение полученных результатов к запланированным (степень достижения цели). Целевая эффективность определяется по формуле

ц факт " план"

где Рфакт - фактически полученные результаты; Р - желаемые или запланированные резуль-

Эффективность налоговой системы в целом характеризуется количественными и качественными показателями, которые могут рассматриваться как на макро-, так и на микроуровне. При этом оценку эффективности можно проводить как в натуральном и стоимостном измерении, так и в абсолютном и относительном выражении.

Сложность оценки эффективности заключается в выборе оптимального количества данных показателей, так как их насчитывается достаточно большое количество. Это объясняется, во-первых, сложностью самой налоговой системы, а во-вторых, некой уникальностью налоговой системы каждой конкретной страны в силу специфичности национальных, исторических, экономических и других условий развития.

Из проведенного анализа литературных источников следует, что классификацию показателей

эффективности налоговой системы можно проводить по следующим признакам:

По федеративному устройству и масштабу (рассматриваются макро- и микроуровень (состояние доходов базы региональных и местных бюджетов, доля поступлений от различных видов налогов - прямых и косвенных, федеральных и местных);

По основным секторам экономики (рассматриваются государство, население и бизнес (для бизнеса - остающаяся в распоряжении доля чистой прибыли предприятия, динамика роста фонда потребления, доля инвестиций в производство; для населения - доходы физических лиц, доля налоговых выплат в доходах, расслоение населения по доходных группам и др.);

По основным отраслям экономики (рассматривается доля налоговых платежей в выручке отрасли, темпы роста производства, размер прибыли, рентабельность предприятий различных отраслей и др.);

По характеру отображения (рассматриваются качественные и количественные показатели);

По направленности (экономическая и социальная эффективность).

1) налоговые показатели (индикаторы), которые непосредственно характеризуют качество налоговой системы;

2) социально-экономические показатели, отражающие уровень развития производства и социальной сферы.

Показатели экономического развития включают в себя динамику и структуру основного капитала и инвестиций, прибыль и ее использование, региональные и отраслевые пропорции и т. д. К показателям социального развития следует отнести главные характеристики уровня жизни: доходы, заработная плата, потребление, сбережение и др.

Особенностью показателей второй группы является наличие множества факторов, под воздействием которых они формируются, что затрудняет определение веса и роли каждого конкретного показателя в оценке системы налогообложения (косвенный характер воздействия). При этом они могут характеризовать эффективность системы налогообложения по стране в целом или применительно к конкретной территории - субъекту РФ. В этом случае вместо ос-

Таблица 1

Основные показатели эффективности налоговой системы

Показатель характеристика показателя

налоговый Удельный вес общей суммы налогов в ВВП (ВРП) - уровень налоговой нагрузки. Удельный вес налоговых поступлений в доходах бюджета. Удельный вес налогов по отраслям и сферам деятельности. Налоговая недоимка и задолженность. Коэффициент собираемости налогов. Коэффициент эластичности налогов. Соотношение прямых и косвенных налогов, налогов с ФЛ и ЮЛ. Роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета. Дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность. Уровень сложности расчета налоговой базы. Коэффициент возвратности налоговых платежей (в виде льгот, дотаций, финансирования из бюджета). Устойчивость (стабильность) налогового законодательства. Наличие способа ухода от налогообложения. Уровень налоговой культуры. Эффективность работы налоговых органов

социально-экономический Финансовые результаты в целом по экономике и по отраслям. Объем общественного производства в целом и по отраслям. Объем капитальных вложений. Уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП. Уровень инфляции. Рост рентабельности производства и инвестиций. Повышение благосостояния хозяйствующих субъектов и граждан. Финансовая самодостаточность территорий. Сумма доходов, получаемых после уплаты всех налогов ФЛ и ЮЛ. Сокращение теневых оборотов субъектов хозяйствования. Улучшение благосостояния всех членов общества

новного измерителя экономического роста валового внутреннего продукта (ВВП) используется валовой региональный продукт (ВРП).

Некоторые ученые-экономисты при оценке эффективности налоговой системы используют расчетные аналитические показатели, базирующиеся на сумме фактически поступивших налогов и сборов в бюджеты различного уровня.

В результате проведенного сравнительного анализа была получена систематизация данных показателей, представленная в табл. 2.

По мнению некоторых отечественных ученых, важнейшими показателями эффективности налоговой системы выступают коэффициенты эластичности и динамичности налогов, так как в российской налоговой практике они достаточно распространены.

Эластичностью налога (Э) называется относительное изменение объема его поступлений при неизменности налоговой системы по отношению к относительному изменению базы налогообложения. Эластичность налога определяется по формуле

Э Процентное изменение налоговых поступлений Процентное изменение базы налогообложения Если вместо базы налогообложения использовать показатель ВВП, то можно рассчитать эластичность не одного налога, а налоговой системы в целом, что будет характеризовать изменение налоговых поступлений в зависимости от изменения показателя экономического роста (ВВП): Э __ДАГ_[А^ _ AGDP/GDP" где Д - изменение за указанный период;

Таблица 2

Аналитические показатели эффективности налоговой системы (НС)

Показатель Формула расчета Допустимые значения Расшифровка обозначений Примечание

Кэ - коэффициент эффективности кэ=V Sc 0,98< Кэ <1 Sр - планируемая сумма собираемости налогов в соответствующий бюджет; Sc - реально поступающая сумма налоговых платежей Должно соблюдаться условие: Кэк^™П

Кэк - коэффициент экономичности (затратности) К = Д /Д эк ^пл" ^о К > 1 (НС экономически эк невыгодна и нецелесообразна); Кэк = 1 (обе НС равнозначны); Кэк < 1 (НС рациональна и экономична) Дпл - общие расходы на содержание и обеспечение планируемой НС; До - общие расходы на содержание и обеспечение реальной НС Должно соблюдаться условие: К > ^ где К1 > 0,98 (уровень собираемости налогов в планируемой НС); К2 - реальный уровень собираемости налогов при реальной НС

Кс - коэффициент собираемости налогов* Кс= (Дс/Дпл) *100 % К> К сн Кн - коэффициент, характеризующий ту часть поступлений в бюджет за счет собираемости налогов, которая необходима для выполнения задач (функций) данным территориальным образованием Дс - реально собираемая сумма налогов, поступающая в бюджет; Дпл - планируемая (или расчетная) сумма налоговых платежей в бюджет Выполнение условия Кс>Кн характеризует НС с точки зрения стабилизирующего фактора, в результате чего будут сглаживаться противоречия между властями и субъектами налога

I - индекс издержек конкретного налога или 1нс - индекс издержек по НС в целом I= (P/Нф) х 100 % или 1нс= С P / X Нф) х100 % Рентабельность (продуктивность) НС (4<5-7%) Р - расходы по взиманию налога; Нф1 - фактически поступившая сумма налога Характеризует эффективность проведения налоговой политики и работу налоговых органов, показывает расходы на содержание элементов НС

* Иногда данный коэффициент называют коэффициентом уплаты налога, характеризующим желание платить налоги, если речь идет о взаимоотношениях между отдельными налогоплательщиками и налоговыми органами.

АТ - налоговые поступления при неизменной

налоговой системе;

GDP - валовой внутренний продукт.

Можно выделить следующие значения коэффициента эластичности налоговой системы Э:

1) Э > 1 - налоговая система считается эластичной, если происходит более быстрое увеличение поступлений налогов по отношению к ВВП, т. е. удельный вес налоговых доходов в валовом доходе возрастает;

2) Э < 1 - налоговая система неэластична, т. е. удельный вес налоговых поступлений снижается;

3) Э = 1 - доля налоговых поступлений в ВВП остается стабильной, т. е. поступления налогов изменяются так же, как и национальный доход.

Сравнительный анализ экономической литературы позволил выявить две противоположные точки зрения на вопросы эластичности налоговой системы:

1) для экономики благоприятным условием является эластичная налоговая система, особенно в тех странах, где рост государственных расходов имеет тенденцию к опережению прироста ВВП . В этом случае эластичная налоговая система характеризует ее способность к быстрому расширению в случае дополнительных расходов государства;

2) для экономики благоприятным условием является неэластичная налоговая система . В этом случае пределами эластичности будет выступать предельная совокупная налоговая ставка (по теории А. Лаффера). Это объясняется тем, что эластичная налоговая система способствует экономическому росту, вследствие чего повышаются расходы на социально-экономическую инфраструктуру и ее содержание. При неэластичной налоговой системе, наоборот, отпадает необходимость в частых незапланированных повышениях налоговых ставок, которые отрицательно сказываются на производительности и увеличивают совокупную налоговую нагрузку на предприятия и общество в целом.

Другим важным показателем выступает динамичность налоговой системы (Д), определяемая как прирост суммы собранных налогов по отношению к относительному увеличению ВВП:

AT / T д = AGDP / GDP" где АТ - изменение фактических налоговых поступлений за данный период;

AGDP - изменение показателя валового внутреннего продукта за рассматриваемый период.

Если изменения в системе способствуют увеличению доходов, то показатель динамичности

будет выше показателя эластичности, поскольку фактические налоговые поступления превысят сумму, которая была бы получена при неизменной налоговой системе.

Таким образом, основное различие показателей эластичности и динамичности состоит в том, что эластичность налогов характеризует прогнозное изменение начисленных налогов, а динамичность налогов - их фактическое поступление (т. е. исполнение плана).

Сравнительный анализ коэффициентов эластичности российской налоговой системы в период 1990-2006 гг. показал, что прирост налогов в период 1993-1996 гг. соответствовал приросту ВВП. Однако в период 1997-1998 гг. прирост налоговых доходов значительно превышал прирост ВВП. Чрезмерная налоговая нагрузка в 1997 г. вызвала падение объема ВВП и резкое падение налоговых поступлений. Темпы роста налогов в 2000 г. превышали темпы роста ВВП, вследствие чего последние снизились в 2001 г. В 2001, 2002 и 2005 гг. коэффициент эластичности налогов был больше единицы (налоговые доходы в эти годы увеличивались более быстрыми темпами, чем ВВП) и составляли 1,15, 1,19 и 1,50 соответственно; удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастал, т. е. налоговая нагрузка увеличивалась.

В этой связи темпы роста ВВП в 2003 и 2006 гг. снижались - в 2003, 2004 и 2006 гг. коэффициенты эластичности налоговой системы равнялись 0,65, 0,832 и 0,72 соответственно .

Расчет показателей эластичности современной налоговой системы РФ представлен в табл. 3.

Таблица 3

Расчет показателя эластичности налоговой системы России*

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.

ВВП (GDP), млрд руб. 33 258,1 41 444,7 39 063,6

Номинальный ВВП (AGDP), в % к предыдущему году 23,6 24,6 -5,7

Налоговые поступления в консолидированный бюджет с учетом ЕСН (Т), млрд руб. 8 643,4 10 032,8 8 379,3

Процентное изменение налоговых поступлений консолидированного бюджета с учетом ЕСН, (АТ), % 27,8 16,1 -16,5

Эластичность налоговой системы 1,18 0,66 2,89

Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

  • - для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
  • - для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;
  • - для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Эффективность налоговой системы определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социально-экономическим целям на каждом этапе развития страны. Основными принципами построения современной налоговой системы являются простота и экономичность, стабильность, законодательное регламентирование, доступность алгоритма расчета налогов, сбалансированное взаимодействие функций налогов, приемлемый размер налогового бремени, сочетание интересов государства, предприятий и населения, содействие развитию экономики страны .

Мировой опыт показывает, что системы налогообложения весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Иначе говоря, налоговая система не может быть приведена к какому-то окончательному виду. Возможна лишь ее адаптация к экономическому развитию страны и выбору путей развития экономики в будущем.

С самого начала своего формирования налоговая система России имела фискальную направленность, выполняя функцию изъятия накоплений у предприятий и населения. В результате этого сформированная налоговая система привела к тому, что почти полностью прекратилось финансирование из бюджета НИОКР, наблюдается резкий спад инвестиций в производство, снижение платежеспособного спроса. Кроме того, высокая налоговая нагрузка явилась одной из причин образования большой кредиторской задолженности у предприятий по налоговым платежам, что также препятствует экономическому росту и развитию производства.

Для российской налоговой системы характерны:

1. Отсутствие принципа соответствия уровня налогообложения финансовым возможностям субъектов хозяйствования. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия. Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени - общее явление для всех стран. Тем не менее, величина налога - понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в развитие - соответственно, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, действующая налоговая система эффективна для государства.

Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики.

Расчеты показывают, что при доходе, например, 10 тыс. руб. для обеспечения выдаваемой на руки зарплаты 6 тыс. руб. условная налоговая нагрузка (НН = НДФЛ + ЕСН + НДС) не должна превышать 39%.

Если же налоговая нагрузка будет 30%, то на руки можно будет выплатить 6818 руб., а если 57% (НДФЛ = 13% + ЕСН = 26% + НДС = 18%), то зарплата будет 4500 руб., а 1500 руб. придется доплатить в конверте .

Аргумент, что без накопительных отчислений в Пенсионный фонд работник может лишиться 200-300 руб. в виде прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Возможно, для некоторых отраслей, таких как нефте- и газодобыча, металлургия, финансовая деятельность, строительство, ЕСН 26% - нормальная ставка. Но для предприятий легкой промышленности и других перерабатывающих и производственных предприятий полностью платить налоги и производить конкурентоспособную продукцию очень сложно.

Россия, похоже, единственная страна с плоской и такой низкой ставкой (13%) налога на доходы физических лиц. При этом принятый у нас не облагаемый налогом доход 400 и 600 руб. на каждого ребенка налогоплательщика в месяц в 45 (!) раз меньше среднего по Европе .

Один из путей улучшения ситуации - ввести в нашей стране ступенчатую (прогрессивную) шкалу НДФЛ с одновременным повышением не облагаемого налогом дохода хотя бы до 5 тыс. руб. Необходимо вычеты в 400 и 600 руб. заменить вычетами, равными прожиточному минимуму, и убрать ограничения на доход, исчисленный нарастающим итогом, в 20 и 40 тыс. руб., по достижении которого вычет не предоставляется. В этом случае уменьшение налоговой нагрузки почувствуют около 95% россиян.

В качестве альтернативного варианта предлагается к рассмотрению плоская шкала НДФЛ со ставкой 20% с одновременным увеличением не облагаемого налогом дохода до 6-7 тыс. руб. Применение этой (или подобной) шкалы позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку между бедными и богатыми, при этом она останется простой для администрирования.

Одной из главных проблем экономики России является нежелание хозяйствующих субъектов платить налоги в полном объеме. У предприятий наблюдается перспектива невозможности продолжения финансово-хозяйственной деятельности после уплаты всех налоговых платежей, а предприниматели пытаются всеми способами обойти закон, чтобы платить меньше налогов.

Проблему «теневой» экономики нужно решать путем снижения налоговых ставок, изменения налогооблагаемой базы и перераспределения налогового бремени, что позволит вывести из «тени» хотя бы часть оборота. В целях уменьшения оборота в «теневой» сфере следует использовать также налоговое администрирование, ужесточение дисциплинарных мер к нарушителям, совершенствование налогового контроля.

2. Несоблюдение принципа определенности налогообложения. Любой хозяйствующий субъект имеет право знать, какие платить налоги, сколько платить и когда платить. На практике этого обеспечения не существует. Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана. Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС; зависимость ЕСН от величины заработной платы, исчисленной нарастающим итогом, от пола и возраста работников и вызванные этим весьма сложные вычисления, которые должен проделывать бухгалтер; необходимость представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и Пенсионный фонд РФ - вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов.

Формулировки статей НК РФ настолько запутанны, что зачастую возникают налоговые споры, разбираться с которыми приходится арбитражным судам. Причем нередко суды решают налоговые споры в пользу налогоплательщиков, что является свидетельством того, что даже некоторые работники налоговых органов неправильно понимают и применяют нормы налогового законодательства.

Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета. Это не значит, что налоговая система должна оставаться неизменной. Напротив, эффективность ее функционирования заключается в том, что инструменты налогообложения динамично адаптируются к экономическому положению страны и их воздействие на экономическое развитие отвечает содержанию налоговой политики, проводимой государством. Любые изменения, проводимые при реформировании налоговой системы, должны быть последовательными и иметь четкую направленность.

3. Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Этот принцип заключается в минимизации затрат по налоговому администрированию при максимальном сборе налогов.

Сложность процедур - одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями - это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов ЕСН с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в два бюджета и три фонда - это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц. «Система Главбух», содержащая актуальные практические рекомендации бухгалтеру предприятия, включает в себя:

  • - более 200 тыс. страниц эксклюзивных рекомендаций по налогам и сборам;
  • - свыше 30 тыс. нормативно-правовых документов в полной редакции;
  • - CD-диск с обновлениями два раза в месяц;
  • - online-версию для подписчиков - ежедневное обновление системы.

Во многих странах малые и средние предприятия не имеют своих бухгалтеров, а платят специальным фирмам, которые ведут их бухгалтерский учет и отчитываются в налоговой инспекции.

А у нас растет нагрузка на предприятия. Это только кажется, что затраты, связанные с бухгалтерским учетом и расчетом налогов, малы. Они невелики для крупных и особо крупных предприятий, а для субъектов малого бизнеса эти затраты составляют существенную часть накладных расходов.

Испытывают трудности и работники налоговых органов: вместо того чтобы обеспечивать поступление налогов в бюджет и консультировать предприятия, инспекторы вынуждены обрабатывать тысячи страниц отчетов и деклараций. Введение системы сдачи отчетов на магнитных носителях проблемы не снимает, т.к. формы остаются теми же, а читать их на экране монитора труднее и вреднее для здоровья, чем на бумажном носителе.

Информация, содержащаяся в налоговом отчете, должна быть необходимой и достаточной для решения поставленных задач. Чем проще и прозрачнее отчетная форма, тем проще платить налоги и проверять правильность их уплаты; соответственно, тем труднее уклоняться от налогообложения и тем эффективнее налоговая система в целом.

Если в налоговой декларации указывать только реквизиты организации, а также необходимые для исчисления и уплаты налогов их названия, налоговые базы, ставки и начисленные, уплаченные и подлежащие уплате суммы налогов, то объем декларации не превысит одной страницы обычного формата. На этой же странице может быть помещена информация налоговой инспекции о том, насколько данные налогоплательщика совпадают со сведениями, имеющимися в налоговом органе.

В настоящее время в России требуется смена направлений налоговой политики. Государству следует активизировать свое вмешательство в экономику с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики, направленное на долгосрочное экономическое развитие. При выборе системы налогообложения ориентация на усиление прямого налогообложения предприятий означает поднятие ставок налога на прибыль. В результате уменьшается размер прибыли, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, что ведет, соответственно, к отсутствию у предприятий возможности накопления капитала и торможению экономического роста.

Ужесточение косвенного налогообложения позволяет первоначально увеличить поступления налоговых платежей в бюджет, однако в то же время это сокращает денежные средства предприятия, находящиеся в обращении, нехватка которых ведет в дальнейшем к взаимным неплатежам между предприятиями, накоплению задолженности по платежам в бюджет и т.п.

Увеличение ставок налогов на капитал (налога на имущество, земельного налога) ведет к сокращению инвестиций, отсутствию у предприятий заинтересованности в обновлении основных фондов и увеличении капитала. В результате основные средства хозяйствующих субъектов устаревают и изнашиваются, становится невозможным использование новых технологий в производстве. В итоге выпускаемая продукция теряет свое качество и конкурентоспособность на рынке.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Пелькова С.В., к.э.н., доцент кафедры

учета и налогообложения

Беспамятных Е.А., студентка ЭФ,

ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная

академия мировой экономики,

управления и права»

Налоговая система - это совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты, а также ответственностью за их неуплату.

Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования, различными группами населения и, фактически, с каждым членом общества. Такие отношения отличаются тем, что государство является в них определяющим действующим лицом, а налогоплательщик - исполнителем требований государства .

Налоги, как и сам механизм налогообложения, строятся на определённом фундаменте правовых отношений. Сами отношения весьма специфичны, стороны не закрепляют их в форме какого-либо договора, контракта, соглашения. Изъятие налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный и безвозвратный характер для конкретного налогоплательщика, при этом значительная часть уплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается субъектам хозяйствования и населению в виде субсидий, дотаций, государственных вложений в различные отрасли экономики, либо путём обеспечения функционирования здравоохранения, образования, науки, культуры, выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных организаций, различных форм социальной помощи.

В настоящее время система налогообложения работает недостаточно эффективно, например, не полностью выполняется фискальная функция, почти не выполняется стимулирующая, распределительная и социальная функции. Налоговая система не способствует росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Система налогообложения сложна, запутанна и противоречива. С одной стороны, она позволяет уклоняться от уплаты налогов. С другой стороны, независимо от уплаты или неуплаты налогов налоговая инспекция может привлечь к ответственности любого налогоплательщика, выразив, например, сомнения в действительности счетов-фактур и в законности возмещения НДС или заподозрив его в «недобросовестности» и в получении «необоснованной налоговой выгоды».

Но, система налогообложения в России имеет конкурентное преимущество перед развитыми странами, а заключается оно в наличие резервов совершенствования. Для того чтобы налоговая система эффективно функционировала её основу должен составлять принцип экономической эффективности. Данный принцип заключается в том, что налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы она не мешала развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Также должна быть определённость налогообложения, суть данного принципа состоит в том, что налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы. Очень важную роль в построении системы налогообложения составляет принцип справедливости, данный принцип предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Для эффективного функционирования налоговой системы необходимо решить ряд задач, которые являются первостепенными, в частности, необходима оптимизация налога на доходы физических лиц, так, как во всех странах, которые добились успеха в экономике, существует прогрессивная шкала подоходного налога. Несмотря на максимальные ставки налога в развитых странах существует равномерное распределение доходов, которое обеспечивается прогрессивной шкалой, что является одним из обязательных условий экономического развития любой страны. Высокое неравенство доходов губительно для экономического роста, а долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения и российский опыт это подтверждает. Другим существенным резервом может стать повышение налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. К примеру, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний, а так как эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

В коренном совершенствовании нуждается налог на добавленную стоимость. Во-первых, необходимо упростить методику расчёта НДС хотя бы для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС. Более половины дел в арбитражных судах связаны именно с этим налогом, в связи с этим, необходимо совершенствование налоговой базы по НДС следующим образом. За налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, а входящую в неё добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учёта. При этом счета-фактуры сохраняются, но они теряют свою значительную роль для российских производителей, работающих на внутреннем рынке. Во-вторых, необходимо отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья, что позволит сохранить в бюджете сотни млрд. руб. Например, данная мера существует в Китае.

Налоговое администрирование тоже нуждается в существенных изменениях, например, полезной мерой могло бы стать упрощение налоговой отчётности. На сегодняшний день общий объём деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц, ведь на каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Объём налогового отчёта можно сократить до 1 – 2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно, кто создает добавленную стоимость и даёт людям работу, а кто занимается перепродажей; кого надо проверять, а кого можно и не проверять. На сегодняшний день в отчётах, которые сдаются, содержится очень много информации, которая не представляет ценности. А упрощение налогового учёта – это одно из важнейших направлений совершенствования налоговой системы в части улучшения положения налогоплательщиков. Особенно актуально это для ведения упрощенной системы налогообложения, которую в настоящее время применяют, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса, которые должны стать основой развития экономики в посткризисном пространстве.

Ещё одним немаловажным направлением в совершенствовании налоговой системы может стать снижение налогов на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией, заполонившей нашу страну. Для указанных предприятий надо сделать Россию оффшорной зоной, налоговой «гаванью». Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Ещё более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

Так же одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 г.» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики составлены с учётом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач и направлены на создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени .

На данный момент уже опубликован Минфином России окончательный вариант «Основных направлений налоговой политики РФ на 2012-2014 г.». В данном документе «основными направлениями» являются внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, что повысит прозрачность и прогнозируемость налоговой политики государства. Данное обстоятельство имеет очень большую роль для инвесторов, которые принимают долгосрочные инвестиционные решения. В трёхлетней перспективе 2012-2014 г. основными целями налоговой политики остаются поддержка инновационной деятельности, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения. Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:

Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала;

Акцизное налогообложение;

Налог на прибыль организаций;

Введение налога на недвижимость;

Налоговое администрирование;

Налогообложение природных ресурсов;

Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок;

Мониторинг эффективности налоговых льгот.

В частности, в рамках налогового стимулирования инновационной деятельности планируется снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а именно на период 2012-2013 г. будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. руб. в 2012 г. и до 567 тыс. руб. в 2013 г., а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 10%. Совершенствование амортизационной политики, в частности, с целью уточнения порядка применения амортизационной премии, а также исключения манипуляций со стороны недобросовестных налогоплательщиков; расширение льгот и налоговых вычетов при осуществлении социально-значимых расходов и ряд других .

В части акцизного налогообложения предполагается увеличение ставок акцизов на подакцизную табачную и алкогольную продукцию темпами, опережающими инфляцию. В отношении иных категорий подакцизных товаров предусматривается сохранить ранее установленные ставки акцизов на 2012 и 2013 гг. с их индексацией на 10% в 2014 г.

По налогу на прибыль организаций предусматривается упрощение порядка учёта для целей налогообложения доходов от реализации недвижимого имущества.

Предполагается введение налога на недвижимость после планируемого завершения в I квартале 2012 г. работ по массовой оценке объектов капитального строительства.

В налоговом администрировании предусматривается анализ положений законодательства о налогах и сборах с целью выявления и исправления пробелов и неточностей, а также проведение работы по установлению критериев уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения. Последовательная реализация мер налоговой политики направлена на упрощение процедур учёта в налоговых органах организаций и физических лиц, совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок. Помимо этого вводятся дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В частности, в НК РФ закреплено право налогоплательщика знакомится с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Создание и внедрение технологии централизованного телефонного и электронного информирования, внедрение электронных методов взаимодействия сторон как при исполнении налоговых обязательств налогоплательщиком, так и при его информационном обслуживании налоговыми органами, способствуют ликвидации очередей, снижают возможность нарушения профессиональной этики при осуществлении процедур налогового администрирования.

В части налогообложения природных ресурсов предполагается совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли с учётом решений о повышении налоговой нагрузки на газовую отрасль в 2012 г. - на 150 млрд. руб., в 2013 г. – на сумму до 168,3 млрд. руб., и в 2014 г. – на сумму до 185,9 млрд. руб. с переходом к установлению ставки НДПИ при добыче газа горючего природного в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ. Кроме того, предусматривается возможность установления ставок налогов в отношении полезных ископаемых в зависимости от их стоимости на мировом рынке, если доля экспорта таких природных ископаемых превышает 50% .

Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов предусматривает введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей с 2012 г. и определяет параметры поэтапной отмены системы налогообложения на основе вменённого дохода в 2012-2014 гг.

Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями будет направлено на реализацию комплекса мер по установлению льготного порядка налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, и также при получении и выплате дивидендов. Кроме того, предусмотрено предоставление дополнительных льгот по НДС в отношении профильной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как отмечается, соответствует мировой практике.

Мониторинг эффективности налоговых льгот предполагает проведение инвентаризации и оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, с сохранением на ближайшую перспективу льгот в отношении линейных объектов субъектов естественных монополий, а также анализ действующих механизмов налогового стимулирования (в т.ч. налоговых льгот) с целью выявления неэффективных и невостребованных льгот.

К мерам, которые уже действуют, относятся следующие. Во-первых, освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции. Принят федеральный закон от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в ст. 95 ч. 1, ч. 2 НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный закон вводит налоговую льготу по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности – в течение трех лет со дня постановки на учёт указанного имущества.

Во-вторых, передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и ч. 2 НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» внесены изменения в порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, инвестиционного налогового кредита. Положения НК об отсрочке (рассрочке) по уплате налога распространены и на пени и штрафы.

Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка). Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость её чистых активов, физическому лицу – на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Уточнены основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, а также органы, уполномоченные подтверждать наличие соответствующего основания. Так, наличие угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведённого ФНС России, в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития России.

На территориальные налоговые органы возложены функции по принятию решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами.

Увеличена сумма инвестиционного налогового кредита с 30 до 100% стоимости приобретённого заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства.

Полномочия по принятию решений об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, переданы субъектам РФ, которые определяют органы, принимающие указанные решения.

В-третьих, совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющих предусмотренным НК РФ критериям, ставка налога на прибыль установлена в размере 0%.

Данная мера должна способствовать поддержке организаций, осуществляющих деятельность в областях образования и здравоохранения, за счёт направления средства, сэкономленных в результате применения нулевой налоговой ставки, на развитие собственной деятельности.

Для целей применения налоговой ставки 0 % Правительством РФ должен быть утвержден соответствующий перечень видов образовательной и медицинской деятельности.

В рамках создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности добровольцами принят федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Федеральным законом предусмотрен комплекс мер в области совершенствования налогообложения добавленной стоимости, формируемой при оказании услуг в социальной сфере, а также налогообложения доходов физических лиц – благополучателей при осуществлении некоммерческими организациями благотворительной деятельности.

В частности, предусмотрено освобождение от налогообложения НДС услуг по социальному обслуживанию детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых населению.

Федеральным законом предоставляется право некоммерческим организациям, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности и учитываемых для целей налогообложения прибыли. Создание указанного резерва обеспечит равномерный учёт доходов и расходов некоммерческих организаций, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, приоритеты и направления налоговой политики в настоящее время требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должны быть достижение её стабильности, развитие налогового федерализма, направленного на обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. При реализации предложенных мер, на наш взгляд, налоговая система будет наиболее рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов.

Литература

1. О внесении изменений в ст. 95 части 1, часть 2 НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» [Текст]: Федеральный закон РФ от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2011.

2. О внесении изменений в часть 1 и часть 2 НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования [Текст]: Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2010.

3. О внесении изменений в часть 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ [Текст]: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 395- ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2010.

4. О внесении изменений в часть 2 НК РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2011.

5. О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах [Текст]: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г.

6. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право [Текст]: Учебное пособие – 2-е изд., - М.: 2010. – 307с.

Пелькова С.В., Беспамятных Е.А. Пути повышения эффективности функционирования налоговой системы РФ // III Всероссийская заочная электронная научная конференция "Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения".
URL: (дата обращения: 04.01.2020).