Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе

На тему: «Роль экономики в жизни общества»

В нашей жизни существуют главные и второстепенные роли. Нашу жизнь можно подразделить на разные сферы общественной жизни. Одним из элементов общества является экономическая сфера. Экономическая сфера -- главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. К экономике обычно относят все то, что связанно с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных трудом человека. Главная цель и роль экономики -- это удовлетворение потребностей каждого отдельного человека, потребностей организаций и предприятий, а также всего общества в целом. экономика материальный общество благосостояние

В течение многих столетий проблема -- как удовлетворить многочисленные потребности людей -- решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики: материальное производство и духовное производство. Производство материальных благ - (хлеба, станков, электроэнергии и т.п.) является основой жизни человеческого общества. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности оказываются услуги в области образования, медицины (под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей). Производство должно быть непрерывным.

Уровень развития производства отражается на духовности общества. Если производство развивается по возрастающей, то и потребности в культурных ценностях возрастают. Люди, обретая уверенность в завтрашнем дне, тратят деньги на разнообразные развлечения, приобретают товары для потребления.

Если же производство падает, то растет безработица, появляется неуверенность в завтрашнем дне, растет преступность, наркомания, люди замыкаются как бы в себе. Появляется так называемая субкультура. Преодоление негативных процессов в обществе растягивается на неопределенное время. А это больно ударяет по всем устоям государства: семье, правопорядку и т.п.

Таким образом, уровень жизни зависит от производства и производительности труда. Чем шире и разнообразнее производство, чем выше производительность труда, тем лучше качество жизни и благосостояние народа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Производство и основные способы получения материальных благ. Экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны. Роль экономики в жизни общества. Наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

    презентация , добавлен 20.01.2011

    Экономическая жизнь общества. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Степень обеспечения населения товарами и услугами как важный показатель экономической жизни общества. Роль экономики в жизни каждого современного человека.

    эссе , добавлен 20.10.2013

    Производство-основа жизни общества. Производство-деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Национализация и приватизация. Потребности и производство. Взаимосвязь понятий. Классификация понятий. Производительные силы.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2008

    Определение роли государства в решение социально-экономических задач. Понятие термина "качество жизни". Модель постиндустриального общества. Уровень жизни населения. Стоимость жизни, потребительские цены, социальное обеспечение и свобода человека.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения. Актуальные проблемы повышения качества жизни в федеральных округах России.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Анализ эволюции взглядов на взаимодействие человеческого капитала и качества жизни. Связь человеческого капитала с этапами развития экономической системы. Роль и значение потребительского рынка и рыночных отношений в формировании качества жизни.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Уровень жизни как основа благосостояния населения. Основные составляющие и показатели уровня жизни. Социальные нормативы и потребности. Факторы жизненного уровня населения. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Доходы населения. Потребление населением материальных благ и услуг. Качество жизни как социально-экономическая категория. Уровень и качество жизни населения, их динамика. Бюджетные проектировки. Сравнение уровня жизни различных регионов и стран.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2008

    Материальное и нематериальное производство. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Простое товарное производство, производство централизованной и рыночной экономики.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Качество жизни населения, его социальная составляющая и оценка. Значение изучения динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование. Показатели уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, основные направления его повышения.

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых, она обеспечивает людей необходимыми благами и услугами, то есть создаёт материальные условия для нормального существования. Продукты питания, одежда, жильё и другие предме­ты, без которых мы не представляем своей жизни, являются резуль­татами экономической деятельности людей.

Во-вторых, экономическая сфера является определяющей для функционирования других сфер общественной жизни. Она самым прямым образом оказывает влияние на происходящие в обществе процессы, потому что уровень развития производства, уровень жизни населения, степень его обеспеченности благами и услугами опреде­ляют активность людей во всех сферах. Ни для кого не секрет, что во время экономического кризиса отмечается нестабильность в по­литике, рост социального расслоения, обнищание населения, безра­ботица и порождаемые этими явлениями рост преступности, алко­голизма, наркомании, разрушение семьи и т.д., то есть нарушения в функционировании социальной сферы. Экономический кризис разрушает и духовные отношения: по остаточному принципу фи­нансируются учреждения культуры и образования, распространяют­ся идеи прагматизма и эгоизма. Люди утрачивают сформированные веками ценности и идеалы.

Основные подходы к определению термина «Экономика»

Термин «экономика» имеет свою историю. Первоначально было древнегреческое слово «экономия», которое означало «наука об ис­кусстве ведения домашнего хозяйства». Постепенно это понятие трансформировалось в «экономику» и стало означать «науку о пра­вилах хозяйственной деятельности в рамках национального государ­ства». Сегодня термин «экономика» мы часто употребляем в своей речи. Он приобрёл более широкое значение. В современной науке термин «экономика» понимается в трёх смыслах.

Прежде всего, говоря «экономика России», «экономика развитых стран», «экономика Евросоюза», мы имеем в виду систему хозяйство­вания, включающую отрасли материального производства (промыш­ленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и нематериальной сферы (образование, культуру, здравоохранение и т.д.), обеспечиваю­щую общество материальными и нематериальными благами. Харак­теризуя экономику в таком понимании, мы говорим о сложившихся отношениях собственности, о роли государства в регулировании эко­номических процессов, о формировании государственного бюджета, о размере государственного долга, о значении ВВП, ВНП, уровне ин­фляции, уровне безработицы, о наиболее развитых отраслях, о роли в системе международного разделения труда. Всё это является мак­роэкономическими показателями развития экономики.

Другим подходом к определению данного термина является по­нимание экономики как науки, которая осуществляет системное ис­следование экономической деятельности людей по реализации своих безграничных потребностей в условиях ограниченности ресурсов, при помощи экономических категорий, законов, закономерностей, представленное в форме определённых концепций и теорий.

Эконо­мика - это система наук, которая включает в себя:

  • экономическую теорию: теоретическое осмысление реальных экономических процессов, экономической действительности. Она выделяет категории и законы.

Экономические категории - это понятия, отражающие в обобщён­ном виде наиболее существенные стороны экономических процессов и явлений (рынок, цена, спрос, собственность). Познавая сущность экономических категорий и их взаимосвязей, экономическая теория формулирует экономические законы, изучение которых является задачей экономики.

Экономические законы - это установленные на основе опыта практической деятельности, выявленные путём научных исследова­ний наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся # причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономиче­ских процессах и явлениях.

Экономические законы - это возникаю­щие между экономическими явлениями и процессами зависимости, выражающие их сущностную природу.

Экономическая наука прошла длительный путь становления и развития. Человечество накапливало знания об экономике. Это привело к обособлению экономической теории как науки.

  • отраслевые и конкретно-экономические науки - экономика труда, экономика сельского хозяйства, экономика отраслей, экономика предприятий, экономика зарубежных стран;
  • функциональные науки - маркетинг, финансовый анализ, аудит, финансы и кредит, экономика природопользования и т. д.

История развития экономической теории

Таблица 15

Название экономи­ческой школы Представители Сущность взглядов
1 2 3
Меркантилизм Томас Мен, Антуан Монкретьен, Жан-Батист Кольбер Богатство общества заключается в деньгах, золоте, серебре, возни­кает только в торговле. Поэтому экономика - наука о тор­говом балансе страны. Государству нужно расширять внешнюю тор­говлю, обеспечивающую приток золота в страну, вывозить больше товаров, чем ввозить, накапливать золото в стране, осуществлять по­литику протекционизма. Все день­ги, полученные ог продажи своих товаров, иностранные купцы обя­заны были истратить на покупку местных товаров.
Физиократия Франсуа Кенэ, Анн Тюрго Главный источник богатства нации в земледелии, сельскохозяйствен­ном производстве. Сельское хозяй­ство - главная сфера производства, так как национальное богатство обеспечивается не накоплением золота, а дарами земли.
Классическая по­литическая эконо­мия Адам Смит, Давид Рикардо Объект исследования - промыш­ленное производство как источник богатства капиталистической эко­номики, управляемой «невидимой рукой рынка». Обоснование роли труда как созидателя богатства, определены его характеристики: разделение труда, производитель­ность труда, характер труда, выра­ботаны основные понятия эконо­мики: стоимость, капитал, продукт, рента.

Окончание табл.

1 2 3
Марксистская по­литэкономия Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин Основывается на трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости.
Неоклассическая

маржинализм

Карл Менгер, Леон Вальрас Фундаментом микроэкономики является учение о предельной по­лезности.
Институциона- лизм Торстейн Веблен, Уэсли Митчелл Главной движущей силой является не рынок, а разнообразные инсти­туты - правила, нормы, ограничи­вающие поведение людей: семья, государство, профсоюзы, обычаи, традиции, привычки.
Кейнсианство, неокейнсианство Джон Мейнард Кейнс Обоснование необходимости го­сударственного регулирования рыночной экономики с целью решения проблемы безработицы и кризисов.
Монетаризм Милтан Фридман Ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь только поддержанием ста­бильного темпа роста денежной массы.
Рыночный либера­лизм Джефри Сакс, Фридрих Хайек Индивидуализация производитель­ных сил, невмешательство государ­ства в хозяйственную деятельность, возврат к принципу «государство - ночной сторож».
  • информационно-управленческие науки - менеджмент, инфор­мационные технологии, экономико-математические методы, статистика, управление персоналом, анализ хозяйственной деятельности;
  • межотраслевые науки - история экономической мысли, эко­номическая география, экономическая статистика, экономи­ческая социология.

В третьем понимании экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создаётся богатство для удовлетворения их разно­образных потребностей.

Экономика - это взаимодействие между экономическими субъ­ектами. К ним относятся:

  • домашние хозяйства (основные потребители благ и услуг):
  • фирмы (производительные единицы):
  • государство (выступает с одной стороны, как орган управления, обладающий властными полномочиями, и осуществляющий государственную экономическую политику, с другой стороны, как хозяйствующий субъект, участвующий в экономических отношениях):
  • институты гражданского общества (например, профсоюзы, некоммерческие организации, муниципалитеты).

Объект экономической деятельности - это то, на что направлена деятельность субъекта, - производство товаров и услуг для удовле­творения потребностей человека.

Потребность - это объективная нужда человека в чём-либо.

Человеческие потребности весьма многообразны.

По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные.

По объекту (предмету, на который они направлены) - материаль­ные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстети­ческие (касающиеся искусства).

По сферам деятельности вьщеляют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Социолог А. Маслоу, классифицируя человеческие потребности, построил пирамиду.

Целью экономической деятельности людей является получение ими необходимых благ и услуг. Это достигается в результате произ­водства, распределения, обмена и потребления.

Производство - процесс создания экономических благ и услуг. В процессе производства работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей. Производство имеет решающее значение для экономики: если не соз­дан продукт, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять.

Распределение - разделение произведённого продукта, определе­ние доли каждого фактора, участвующего в производстве блага или услуги, в произведённом продукте или доходе от его продажи.

Обмен - процесс, в котором взамен произведённого продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт (бартер).

Потребление - использование предметов длительного пользо­вания или уничтожение (потребление) продовольствия. В процессе потребления осуществляется удовлетворение потребностей людей.

В процессе производства используются факторы производства.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре основных фактора производства:

  1. Земля - естественные ресурсы, факторный доход - рента.
  2. Капитал - материальные (произведённые человеком средства) и денежные ресурсы (деньги для покупки факторов), факторный до­ход - процент.
  1. Труд - люди, с их знаниями, умениями и навыками, физиче­скими и умственными способностями создавать экономические бла­га, факторный доход - зарплата. Зависит от объёма и качества труда (уровня образования, квалификации, состояния здоровья, возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:
  • интенсивность труда (степень расходования рабочей силы в единицу времени);
  • производительность труда (количество продукции, произве­дённой в единицу времени).
  1. Предпринимательские способности - умение правильно соеди­нить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; факторный доход - прибыль.

В последнее время некоторые экономисты выделяют в отдельную группу новый вид ресурсов - информацию, в то же время её можно отнести к интеллектуальному капиталу.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограниченны. Процесс производства - взаимодействие факторов.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создаётся в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образователь­ные, медицинские и т.д.).

Рис. 22. Виды производства

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с по­мощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

Определяющим моментом производства является процесс труда.

Труд - это процесс целесообразной деятельности людей по пре­образованию вещества природы для удовлетворения своих потреб­ностей.

Как любой процесс, труд имеет свою структуру, включает в себя следующие элементы:

  1. Субъекты труда - это люди, приводящие в действие средства производства (инструменты, машины, оборудование), обладающие трудовыми навыками, знаниями и производственным опытом. В про­цессе труда они вступают друг с другом в производственные отноше­ния. Эти отношения бывают двух видов:
  • организационно-экономические отношения - отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, концентрацией и спе­циализацией производства (Например, отношения между брига­диром и рядовым работником, между бухгалтером и начальником отдела кадров). Часть данных отношений принято называть техно­логическими.

Технологические отношения - это складывающиеся на определён­ной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которы­ми он взаимодействует в технологическом процессе.

  • отношения собственности на ресурсы и факторы производства (например, отношения между собственником предприятия и наём­ным работником).
  1. Предметы труда - это вещь или несколько вещей, которые, подвергаясь воздействию работника при помощи средств труда, видо­изменяются. Предметы труда подразделяются на природное вещество (например, лес, угольный пласт в шахте), сырьё, которое претерпело воздействие труда человека (например, древесина, железная руда в мартеновской печи).
  2. Средства труда - совокупность материальных средств, с по­мощью которых люди создают блага. В их состав входят естествен­ные условия труда (например, водопады, которые используются для строительства гидроэлектростанции). Но главная роль среди них при­надлежит технике - это искусственные, созданные людьми средства труда, включающие орудия труда (инструменты, машины, оборудова­ние, аппараты химического производства). При их помощи исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также в общие материальные условия труда (здания, дороги, склады, каналы).
  3. Результат труда - произведённый продукт, экономическое бла­го - это предмет, вещество, необходимое для удовлетворения по­требностей людей и имеющееся в распоряжении общества в ограни­ченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Произведённый продукт может быть в виде товара или услуги.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

  • предназначен для обмена;
  • обладает стоимостью - на него затрачены сырье, труд и др. ресурсы;
  • полезность - способен удовлетворять потребность человека;
  • обладает способностью обмениваться на другой товар.

Услуга - результат полезной деятельности предприятий (органи­заций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определён­ных потребностей населения и общества. Производство материаль­ных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

Для производства товара или услуги необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность пред­метов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято на­зывать производительными силами общества.

Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обла­дающие производственными навыками и осуществляющие производ­ство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Истории известны две основные формы материального общест­венного производства: натуральное и товарное.

Натуральным называют такое производство, при котором про­изводимая продукция предназначается не для продажи, а для удо­влетворения собственных потребностей производителя. Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, руч­ной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производ­ством и потреблением.

Товарное производство изначально ориентировано на рынок, про­дукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель всё время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит ис­пользуемым производителем технике и технологии.

Техникой называют созданные людьми средства, с помощью ко­торых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных по­требностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своём развитии ряд различных этапов: периоды её эволю­ционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изме­нялись её уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями .

За всю экономическую историю произошли три технические ре­волюции в производстве.

Во время первой - неолитической - революции стало возмож­ным появление производящего хозяйства и переход к оседлому об­разу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризова­лось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое произ­водство до сих пор остаётся типичным для некоторых стран Африки (Гвинея, Сенегал и др.).

Вторая - промышленная революция - вторая половина XVIII - сер. XIX в. Произошёл промышленный переворот - переход от руч­ного труда к машинному. Главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения трудится в промыш­ленности и проживает в городах. С индустриальной стадией развития экономики связано увеличение численности населения планеты поч­ти в семь раз. Несмотря на успехи в развитии экономики, ощущается противоречие между ограниченными производственными возможно­стями и уровнем потребностей людей.

Данное противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-е гг. XX в. 3-й научно-технической революции. Это был качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в но­вое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно-технической революции:

  • автоматизация и компьютеризация производства;
  • внедрение новейших информационных технологий;
  • разработка биотехнологий;
  • создание новых конструктивных материалов;
  • освоение новейших источников энергии;
  • революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Результатом стал переход к постиндустриальной стадии производ­ства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь по­лучает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растёт количество людей с высшим образованием.

Каждая из перечисленных выше технических революций по­влекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга техноло­гических способа производства:

  • присваивающий;
  • аграрно-ремесленный;
  • индустриальный;
  • информационно-компьютерный.

Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и систе­мой организации труда.

Человеку в процессе его жизни приходится постоянно решать насущные проблемы, связанные с удовлетворением потребностей - в еде, жилье, получении знаний, самореализации и многих других. Для этого создана экономическая система, в рамках которой люди взаимодействуют и реализуют свои потребности. Узнаем кратко о роли экономики в жизни общества.

Потребности

Человек и общество постоянно развиваются. Они постоянно нуждаются в различных вещах для удовлетворения их нужд. Все потребности принято делить на несколько групп:

  • естественные (в пище, сне, жилище и другие);
  • социальные (в общении, дружбе, любви);
  • духовные (в приобретении новых знаний, освоении культурных ценностей).

Особенность человеческих потребностей состоит в том, что они не имеют предела. При удовлетворении одних, непременно возникают новые.

Примером неограниченности потребностей является сюжет сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка», в которой старуха, получив новое корыто взамен разбитого, захотела новую избу, терем и так далее.


Нельзя забывать, что ресурсы Земли, в отличие от потребностей, ограниченны. Это и полезные ископаемые, и лес, и пресная вода. Поэтому важно так организовать деятельность людей, чтобы использование ресурсов одновременно и удовлетворяло потребности людей, и осуществлялось в разумных пределах. Для регуляции этого процесса служит экономика.

Участники экономических отношений:

  • потребители (отдельные люди, семья и другие группы);
  • производители (предприятия, государство)

Всем участникам приходится выбирать, какие потребности более важны, а какие можно сократить, либо отказаться.

То есть, вступая в экономические отношения, потребитель оценивает, какие он получит выгоды и какие средства придется потратить. Производителю важно создавать то, что необходимо обществу - экономические блага.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие блага

Под благами понимают те средства, которые помогают человеку удовлетворять его потребности. Они могут быть свободными и экономическими.

Свободные блага, как правило, имеются в природе в готовом виде. Это воздух, вода, свет и так далее. А экономические создаются в процессе преобразования ресурсов. Например, продукты питания, техника, здания, одежда.

Роль экономики

Разберемся, какова роль экономики в жизни общества.

Осознание ограниченности ресурсов и важности объединения в единую экономическую систему привели к тому, что общество, начав свой путь с обработки камня, к настоящему времени достигло высокого развития науки и техники, создания слаженной разветвленной торговой сети.

Но с бурным развитием производства товаров народного потребления все острее становится проблема разумного использования ресурсов. Пресная вода, газ, нефть, чистый воздух - уничтожение всех этих благ имеет необратимый характер, так как возобновить их человек не может.

Что мы узнали?

Изучив тему для 10 класса об экономике и ее роли в жизни общества, мы выявили, что в своей жизни человек вынужден постоянно заботиться об удовлетворении различных потребностей. Отношения, которые при этом возникают, называют экономическими. В условиях ограниченности природных и иных ресурсов, участникам экономических отношений приходится выбирать для себя наиболее важные потребности и самые значимые блага для производства. В целом роль экономики велика, так как существование такая система призвана достигать справедливого распределения ресурсов между людьми.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 409.

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    земля со всеми ее богатствами;

    труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    место работы;

    трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    дата начала работы;

    срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    условия оплаты труда;

    режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.