Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Эссе
На тему: «Роль экономики в жизни общества»
В нашей жизни существуют главные и второстепенные роли. Нашу жизнь можно подразделить на разные сферы общественной жизни. Одним из элементов общества является экономическая сфера. Экономическая сфера -- главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. К экономике обычно относят все то, что связанно с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных трудом человека. Главная цель и роль экономики -- это удовлетворение потребностей каждого отдельного человека, потребностей организаций и предприятий, а также всего общества в целом. экономика материальный общество благосостояние
В течение многих столетий проблема -- как удовлетворить многочисленные потребности людей -- решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.
С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.
Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики: материальное производство и духовное производство. Производство материальных благ - (хлеба, станков, электроэнергии и т.п.) является основой жизни человеческого общества. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности оказываются услуги в области образования, медицины (под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей). Производство должно быть непрерывным.
Уровень развития производства отражается на духовности общества. Если производство развивается по возрастающей, то и потребности в культурных ценностях возрастают. Люди, обретая уверенность в завтрашнем дне, тратят деньги на разнообразные развлечения, приобретают товары для потребления.
Если же производство падает, то растет безработица, появляется неуверенность в завтрашнем дне, растет преступность, наркомания, люди замыкаются как бы в себе. Появляется так называемая субкультура. Преодоление негативных процессов в обществе растягивается на неопределенное время. А это больно ударяет по всем устоям государства: семье, правопорядку и т.п.
Таким образом, уровень жизни зависит от производства и производительности труда. Чем шире и разнообразнее производство, чем выше производительность труда, тем лучше качество жизни и благосостояние народа.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Производство и основные способы получения материальных благ. Экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны. Роль экономики в жизни общества. Наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.
презентация , добавлен 20.01.2011
Экономическая жизнь общества. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Степень обеспечения населения товарами и услугами как важный показатель экономической жизни общества. Роль экономики в жизни каждого современного человека.
эссе , добавлен 20.10.2013
Производство-основа жизни общества. Производство-деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Национализация и приватизация. Потребности и производство. Взаимосвязь понятий. Классификация понятий. Производительные силы.
контрольная работа , добавлен 24.11.2008
Определение роли государства в решение социально-экономических задач. Понятие термина "качество жизни". Модель постиндустриального общества. Уровень жизни населения. Стоимость жизни, потребительские цены, социальное обеспечение и свобода человека.
реферат , добавлен 15.03.2011
Оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения. Актуальные проблемы повышения качества жизни в федеральных округах России.
курсовая работа , добавлен 14.11.2013
Анализ эволюции взглядов на взаимодействие человеческого капитала и качества жизни. Связь человеческого капитала с этапами развития экономической системы. Роль и значение потребительского рынка и рыночных отношений в формировании качества жизни.
курсовая работа , добавлен 06.02.2015
Уровень жизни как основа благосостояния населения. Основные составляющие и показатели уровня жизни. Социальные нормативы и потребности. Факторы жизненного уровня населения. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
курсовая работа , добавлен 21.02.2015
Доходы населения. Потребление населением материальных благ и услуг. Качество жизни как социально-экономическая категория. Уровень и качество жизни населения, их динамика. Бюджетные проектировки. Сравнение уровня жизни различных регионов и стран.
курсовая работа , добавлен 25.02.2008
Материальное и нематериальное производство. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Простое товарное производство, производство централизованной и рыночной экономики.
презентация , добавлен 10.12.2010
Качество жизни населения, его социальная составляющая и оценка. Значение изучения динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование. Показатели уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, основные направления его повышения.
Экономика играет огромную роль в жизни общества.
Во-первых, она обеспечивает людей необходимыми благами и услугами, то есть создаёт материальные условия для нормального существования. Продукты питания, одежда, жильё и другие предметы, без которых мы не представляем своей жизни, являются результатами экономической деятельности людей.
Во-вторых, экономическая сфера является определяющей для функционирования других сфер общественной жизни. Она самым прямым образом оказывает влияние на происходящие в обществе процессы, потому что уровень развития производства, уровень жизни населения, степень его обеспеченности благами и услугами определяют активность людей во всех сферах. Ни для кого не секрет, что во время экономического кризиса отмечается нестабильность в политике, рост социального расслоения, обнищание населения, безработица и порождаемые этими явлениями рост преступности, алкоголизма, наркомании, разрушение семьи и т.д., то есть нарушения в функционировании социальной сферы. Экономический кризис разрушает и духовные отношения: по остаточному принципу финансируются учреждения культуры и образования, распространяются идеи прагматизма и эгоизма. Люди утрачивают сформированные веками ценности и идеалы.
Основные подходы к определению термина «Экономика»
Термин «экономика» имеет свою историю. Первоначально было древнегреческое слово «экономия», которое означало «наука об искусстве ведения домашнего хозяйства». Постепенно это понятие трансформировалось в «экономику» и стало означать «науку о правилах хозяйственной деятельности в рамках национального государства». Сегодня термин «экономика» мы часто употребляем в своей речи. Он приобрёл более широкое значение. В современной науке термин «экономика» понимается в трёх смыслах.
Прежде всего, говоря «экономика России», «экономика развитых стран», «экономика Евросоюза», мы имеем в виду систему хозяйствования, включающую отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и нематериальной сферы (образование, культуру, здравоохранение и т.д.), обеспечивающую общество материальными и нематериальными благами. Характеризуя экономику в таком понимании, мы говорим о сложившихся отношениях собственности, о роли государства в регулировании экономических процессов, о формировании государственного бюджета, о размере государственного долга, о значении ВВП, ВНП, уровне инфляции, уровне безработицы, о наиболее развитых отраслях, о роли в системе международного разделения труда. Всё это является макроэкономическими показателями развития экономики.
Другим подходом к определению данного термина является понимание экономики как науки, которая осуществляет системное исследование экономической деятельности людей по реализации своих безграничных потребностей в условиях ограниченности ресурсов, при помощи экономических категорий, законов, закономерностей, представленное в форме определённых концепций и теорий.
Экономика - это система наук, которая включает в себя:
- экономическую теорию: теоретическое осмысление реальных экономических процессов, экономической действительности. Она выделяет категории и законы.
Экономические категории - это понятия, отражающие в обобщённом виде наиболее существенные стороны экономических процессов и явлений (рынок, цена, спрос, собственность). Познавая сущность экономических категорий и их взаимосвязей, экономическая теория формулирует экономические законы, изучение которых является задачей экономики.
Экономические законы - это установленные на основе опыта практической деятельности, выявленные путём научных исследований наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся # причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических процессах и явлениях.
Экономические законы - это возникающие между экономическими явлениями и процессами зависимости, выражающие их сущностную природу.
Экономическая наука прошла длительный путь становления и развития. Человечество накапливало знания об экономике. Это привело к обособлению экономической теории как науки.
- отраслевые и конкретно-экономические науки - экономика труда, экономика сельского хозяйства, экономика отраслей, экономика предприятий, экономика зарубежных стран;
- функциональные науки - маркетинг, финансовый анализ, аудит, финансы и кредит, экономика природопользования и т. д.
История развития экономической теории
Таблица 15
Название экономической школы | Представители | Сущность взглядов |
1 | 2 | 3 |
Меркантилизм | Томас Мен, Антуан Монкретьен, Жан-Батист Кольбер | Богатство общества заключается в деньгах, золоте, серебре, возникает только в торговле. Поэтому экономика - наука о торговом балансе страны. Государству нужно расширять внешнюю торговлю, обеспечивающую приток золота в страну, вывозить больше товаров, чем ввозить, накапливать золото в стране, осуществлять политику протекционизма. Все деньги, полученные ог продажи своих товаров, иностранные купцы обязаны были истратить на покупку местных товаров. |
Физиократия | Франсуа Кенэ, Анн Тюрго | Главный источник богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве. Сельское хозяйство - главная сфера производства, так как национальное богатство обеспечивается не накоплением золота, а дарами земли. |
Классическая политическая экономия | Адам Смит, Давид Рикардо | Объект исследования - промышленное производство как источник богатства капиталистической экономики, управляемой «невидимой рукой рынка». Обоснование роли труда как созидателя богатства, определены его характеристики: разделение труда, производительность труда, характер труда, выработаны основные понятия экономики: стоимость, капитал, продукт, рента. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
Марксистская политэкономия | Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин | Основывается на трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости. |
Неоклассическая
маржинализм |
Карл Менгер, Леон Вальрас | Фундаментом микроэкономики является учение о предельной полезности. |
Институциона- лизм | Торстейн Веблен, Уэсли Митчелл | Главной движущей силой является не рынок, а разнообразные институты - правила, нормы, ограничивающие поведение людей: семья, государство, профсоюзы, обычаи, традиции, привычки. |
Кейнсианство, неокейнсианство | Джон Мейнард Кейнс | Обоснование необходимости государственного регулирования рыночной экономики с целью решения проблемы безработицы и кризисов. |
Монетаризм | Милтан Фридман | Ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. |
Рыночный либерализм | Джефри Сакс, Фридрих Хайек | Индивидуализация производительных сил, невмешательство государства в хозяйственную деятельность, возврат к принципу «государство - ночной сторож». |
- информационно-управленческие науки - менеджмент, информационные технологии, экономико-математические методы, статистика, управление персоналом, анализ хозяйственной деятельности;
- межотраслевые науки - история экономической мысли, экономическая география, экономическая статистика, экономическая социология.
В третьем понимании экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создаётся богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Экономика - это взаимодействие между экономическими субъектами. К ним относятся:
- домашние хозяйства (основные потребители благ и услуг):
- фирмы (производительные единицы):
- государство (выступает с одной стороны, как орган управления, обладающий властными полномочиями, и осуществляющий государственную экономическую политику, с другой стороны, как хозяйствующий субъект, участвующий в экономических отношениях):
- институты гражданского общества (например, профсоюзы, некоммерческие организации, муниципалитеты).
Объект экономической деятельности - это то, на что направлена деятельность субъекта, - производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека.
Потребность - это объективная нужда человека в чём-либо.
Человеческие потребности весьма многообразны.
По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные.
По объекту (предмету, на который они направлены) - материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).
По сферам деятельности вьщеляют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).
Социолог А. Маслоу, классифицируя человеческие потребности, построил пирамиду.
Целью экономической деятельности людей является получение ими необходимых благ и услуг. Это достигается в результате производства, распределения, обмена и потребления.
Производство - процесс создания экономических благ и услуг. В процессе производства работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей. Производство имеет решающее значение для экономики: если не создан продукт, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять.
Распределение - разделение произведённого продукта, определение доли каждого фактора, участвующего в производстве блага или услуги, в произведённом продукте или доходе от его продажи.
Обмен - процесс, в котором взамен произведённого продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт (бартер).
Потребление - использование предметов длительного пользования или уничтожение (потребление) продовольствия. В процессе потребления осуществляется удовлетворение потребностей людей.
В процессе производства используются факторы производства.
Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.
Выделяют четыре основных фактора производства:
- Земля - естественные ресурсы, факторный доход - рента.
- Капитал - материальные (произведённые человеком средства) и денежные ресурсы (деньги для покупки факторов), факторный доход - процент.
- Труд - люди, с их знаниями, умениями и навыками, физическими и умственными способностями создавать экономические блага, факторный доход - зарплата. Зависит от объёма и качества труда (уровня образования, квалификации, состояния здоровья, возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:
- интенсивность труда (степень расходования рабочей силы в единицу времени);
- производительность труда (количество продукции, произведённой в единицу времени).
- Предпринимательские способности - умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; факторный доход - прибыль.
В последнее время некоторые экономисты выделяют в отдельную группу новый вид ресурсов - информацию, в то же время её можно отнести к интеллектуальному капиталу.
Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограниченны. Процесс производства - взаимодействие факторов.
Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создаётся в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.
В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.).
Рис. 22. Виды производства
Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.
В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).
Определяющим моментом производства является процесс труда.
Труд - это процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию вещества природы для удовлетворения своих потребностей.
Как любой процесс, труд имеет свою структуру, включает в себя следующие элементы:
- Субъекты труда - это люди, приводящие в действие средства производства (инструменты, машины, оборудование), обладающие трудовыми навыками, знаниями и производственным опытом. В процессе труда они вступают друг с другом в производственные отношения. Эти отношения бывают двух видов:
- организационно-экономические отношения - отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, концентрацией и специализацией производства (Например, отношения между бригадиром и рядовым работником, между бухгалтером и начальником отдела кадров). Часть данных отношений принято называть технологическими.
Технологические отношения - это складывающиеся на определённой технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.
- отношения собственности на ресурсы и факторы производства (например, отношения между собственником предприятия и наёмным работником).
- Предметы труда - это вещь или несколько вещей, которые, подвергаясь воздействию работника при помощи средств труда, видоизменяются. Предметы труда подразделяются на природное вещество (например, лес, угольный пласт в шахте), сырьё, которое претерпело воздействие труда человека (например, древесина, железная руда в мартеновской печи).
- Средства труда - совокупность материальных средств, с помощью которых люди создают блага. В их состав входят естественные условия труда (например, водопады, которые используются для строительства гидроэлектростанции). Но главная роль среди них принадлежит технике - это искусственные, созданные людьми средства труда, включающие орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства). При их помощи исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также в общие материальные условия труда (здания, дороги, склады, каналы).
- Результат труда - произведённый продукт, экономическое благо - это предмет, вещество, необходимое для удовлетворения потребностей людей и имеющееся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
Произведённый продукт может быть в виде товара или услуги.
Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке.
Признаки товара:
- предназначен для обмена;
- обладает стоимостью - на него затрачены сырье, труд и др. ресурсы;
- полезность - способен удовлетворять потребность человека;
- обладает способностью обмениваться на другой товар.
Услуга - результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
Для производства товара или услуги необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.
Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.
Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.
Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.
Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное.
Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением.
Товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель всё время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.
Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.
Техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своём развитии ряд различных этапов: периоды её эволюционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изменялись её уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями .
За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.
Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остаётся типичным для некоторых стран Африки (Гвинея, Сенегал и др.).
Вторая - промышленная революция - вторая половина XVIII - сер. XIX в. Произошёл промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному. Главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения трудится в промышленности и проживает в городах. С индустриальной стадией развития экономики связано увеличение численности населения планеты почти в семь раз. Несмотря на успехи в развитии экономики, ощущается противоречие между ограниченными производственными возможностями и уровнем потребностей людей.
Данное противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-е гг. XX в. 3-й научно-технической революции. Это был качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
Основные направления научно-технической революции:
- автоматизация и компьютеризация производства;
- внедрение новейших информационных технологий;
- разработка биотехнологий;
- создание новых конструктивных материалов;
- освоение новейших источников энергии;
- революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
Результатом стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растёт количество людей с высшим образованием.
Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства:
- присваивающий;
- аграрно-ремесленный;
- индустриальный;
- информационно-компьютерный.
Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда.
Человеку в процессе его жизни приходится постоянно решать насущные проблемы, связанные с удовлетворением потребностей - в еде, жилье, получении знаний, самореализации и многих других. Для этого создана экономическая система, в рамках которой люди взаимодействуют и реализуют свои потребности. Узнаем кратко о роли экономики в жизни общества.
Потребности
Человек и общество постоянно развиваются. Они постоянно нуждаются в различных вещах для удовлетворения их нужд. Все потребности принято делить на несколько групп:
- естественные (в пище, сне, жилище и другие);
- социальные (в общении, дружбе, любви);
- духовные (в приобретении новых знаний, освоении культурных ценностей).
Особенность человеческих потребностей состоит в том, что они не имеют предела. При удовлетворении одних, непременно возникают новые.
Примером неограниченности потребностей является сюжет сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка», в которой старуха, получив новое корыто взамен разбитого, захотела новую избу, терем и так далее.
Нельзя забывать, что ресурсы Земли, в отличие от потребностей, ограниченны. Это и полезные ископаемые, и лес, и пресная вода. Поэтому важно так организовать деятельность людей, чтобы использование ресурсов одновременно и удовлетворяло потребности людей, и осуществлялось в разумных пределах. Для регуляции этого процесса служит экономика.
Участники экономических отношений:
- потребители (отдельные люди, семья и другие группы);
- производители (предприятия, государство)
Всем участникам приходится выбирать, какие потребности более важны, а какие можно сократить, либо отказаться.
То есть, вступая в экономические отношения, потребитель оценивает, какие он получит выгоды и какие средства придется потратить. Производителю важно создавать то, что необходимо обществу - экономические блага.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Понятие блага
Под благами понимают те средства, которые помогают человеку удовлетворять его потребности. Они могут быть свободными и экономическими.
Свободные блага, как правило, имеются в природе в готовом виде. Это воздух, вода, свет и так далее. А экономические создаются в процессе преобразования ресурсов. Например, продукты питания, техника, здания, одежда.
Роль экономики
Разберемся, какова роль экономики в жизни общества.
Осознание ограниченности ресурсов и важности объединения в единую экономическую систему привели к тому, что общество, начав свой путь с обработки камня, к настоящему времени достигло высокого развития науки и техники, создания слаженной разветвленной торговой сети.
Но с бурным развитием производства товаров народного потребления все острее становится проблема разумного использования ресурсов. Пресная вода, газ, нефть, чистый воздух - уничтожение всех этих благ имеет необратимый характер, так как возобновить их человек не может.
Что мы узнали?
Изучив тему для 10 класса об экономике и ее роли в жизни общества, мы выявили, что в своей жизни человек вынужден постоянно заботиться об удовлетворении различных потребностей. Отношения, которые при этом возникают, называют экономическими. В условиях ограниченности природных и иных ресурсов, участникам экономических отношений приходится выбирать для себя наиболее важные потребности и самые значимые блага для производства. В целом роль экономики велика, так как существование такая система призвана достигать справедливого распределения ресурсов между людьми.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 409.
В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.
Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.
Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:
земля со всеми ее богатствами;
труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;
капитал (машины, станки, помещения и т.п.);
предпринимательские способности.
В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.
С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.
Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.
Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.
С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ряде экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признаками натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.
Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде государств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает государственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельности.
Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существования рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяемые рынком, цены.
Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значительна. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономики. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.
В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой экономики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.
2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?
Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощущение защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться сомнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказывании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.
Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.
Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жестокость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс неполноценности.
Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотношений, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая служит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.
3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?
В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: паспорт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).
Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует обратить внимание на следующие пункты:
место работы;
трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);
дата начала работы;
срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;
условия оплаты труда;
режим рабочего времени и времени отдыха и др.
Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.