В 2020 году сертификат на материнский капитал, выдаваемый семьям при рождении второго или последующего ребенка (детей) в период с 2007 по 2021 годы включительно, подразумевает возможность целевого использования семьями безналичных денежных средств в размере 466,6 тыс. рублей. При этом законом было изначально запланировано, что средства по уже выданным сертификатам можно будет использовать и после окончания действия госпрограммы — то есть даже после 31.12.2021 г.

По статистике Пенсионного фонда России (ПФР) на данный момент:

  • 48% обладателей сертификатов использовали материнский капитал полностью;
  • еще 2% распорядились предусматриваемыми деньгами частично;
  • 48% ни разу не обращались в ПФР с заявлениями на использование маткапитала .

Основной документ, регулирующий расходование средств материнского капитала, — это Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 «». Ниже приводятся некоторые оговоренные в нем условия:

  • деньги могут быть направлены на определенные нужды полностью или частично ;
  • распоряжение осуществляется в заявительной форме (подробнее о заявлениях и документах на материнский капитал);
  • средства переводятся только по безналичному расчету ;
  • можно воспользоваться правом распоряжения деньгами после того, как ребенку, давшему право на сертификат, исполнится 3 года (это правило действует для всех случаев, кроме одного — покупки жилья по кредиту или займу, в том числе под ипотеку).

Программа год от года претерпевает различные изменения. Например, с 2016 года не проводится ежегодная индексация , благодаря которой размер выплаты с 2007 года повысился с 250 до 453 тысяч рублей (увеличение на 81.2%). С 2020 года индексация возобновляется — размер сертификата увеличится на 3% и составит 466 617 рублей.

Фото pixabay.com

На что можно потратить материнский капитал в 2020 году?

Благодаря изменениям и дополнениям, принятым в закон о маткапитале в предыдущие годы, семейный (материнский) капитал можно потратить уже по четырем разным направлениям. При этом можно выбрать одно из них или их комбинацию.

  • Использование сертификата на улучшение жилищных условий . Подразумеваются покупка жилья (в том числе в кредит): квартир , комнат, домов и долей в строительстве в России, а также реконструкция помещений с сообщением им качеств, более подходящих для проживания семьи с детьми. Перечень документов и условия использования средств по данному направлению приведены в Постановлении Правительства РФ № 862 от 12 декабря 2007 г. «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» .
  • Оплата образовательных услуг из материнского капитала. Можно оплатить обучение любого ребенка в семье (до 25 лет) в саду и яслях, дополнительных секциях, школах, техникумах и вузах на территории РФ.
  • Направление денег на накопительную пенсию матери (наименее популярное направление).
  • Компенсация затрат социальную адаптацию детей-инвалидов до 3 лет (новое направление с 1 января 2016 года) — технические средства, реабилитационные и медицинские мероприятия по установленному Правительством перечню .

Внимание

Подробности о направлениях использования материнского капитала вы узнаете в видео на канале ЛьготОтвет . Подписывайтесь и получайте полезную информацию раньше всех!


Маткапитал на покупку жилья

Для большинства российских семей с детьми острую актуальность имеет жилищных вопрос. Поэтому не удивительно, что более 90% получателей материнского капитала полностью или частично используют средства сертификата на улучшение жилищных условий .

Пояснение

Под этим понятием фигурирует покупка квартир, приобретение или строительство индивидуальных домов — как с использованием сторонних (кредитных) средств, так и за счет собственных средств (по договору купли-продажи).

На вопрос, можно ли купить квартиру на материнский капитал , законодательство отвечает однозначно: можно. Материнский капитал на покупку квартиры — наиболее простой способ вложить средства в жилье. При этом возможно заключение любого договора, который не противоречит закону.

Сделка в общем случае происходит следующим образом:

  • находится продавец, жилой объект, определяется его согласованная цена;
  • заключается договор купли-продажи с отсрочкой платежа;
  • пишется заявление в ПФР на перечисление денег на счет продавца;
  • если стоимость объекта больше, чем обеспечение сертификата , покупатель передает продавцу разницу между этими суммами (из личных средств);
  • в течение двух месяцев ПФР переводит деньги согласно поданному заявлению.

Средства по сертификату можно использовать и на услуги, косвенно касающиеся учебы (полный перечень установлен Правительством РФ). Например, за счет материнского капитала разрешается оплачивать общежитие и коммунальные услуги в нем, но нельзя тратить эти деньги на питание.

Другие возможности использования маткапитала для ребенка:

  • оплата спортивных секций;
  • музыкальной или художественной школы;
  • языковых курсов.

Оплата детского сада

Возможность использовать средства из маткапитала на оплату детсада появилась после принятия Постановления Правительства № 926 от 24.12.2007 г. и Постановления Правительства РФ № 931 от 14.11.2011. Деньги будут переведены на счет государственного или частного детсада при выполнении таких условий:

  • садик имеет лицензию на осуществление дошкольной образовательной деятельности;
  • находится на территории РФ ;
  • между ним и родителями заключен договор по соответствующей форме;
  • оплата производится только за содержание ребенка (услуги по присмотру и уходу).
Полностью оплатить детсад, даже государственный, за счет семейного капитала не получится . Под содержанием ребенка подразумеваются питание, воспитание, социализация и обеспечение необходимых гигиенических норм. В этот список не входят образовательные услуги, оплата работы педагогов, платные кружки и секции.

Как уже говорилось, деньги из семейного капитала, за небольшим исключением, можно использовать только после 3-летия ребенка . То есть ясли получится оплатить только младшему из детей, но только спустя три года — то есть уже не тому, благодаря кому у семьи появилось право на маткапитал.

Маткапитал на пенсию мамы

Согласно ст. 12 закона о маткапитале , средства по сертификату полностью или частично можно использовать на формирование накопительной части пенсии матери в государственном или негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Высказывается мнение, что такое вложение будет выгодным для женщины, ведь ее трехлетний уход за несколькими детьми зачастую не полностью засчитывается в трудовой стаж.

  • Женщина, написавшая соответствующее заявление , до выхода на пенсию может передумать и перенаправить средства на другие цели (отозвать их).
  • Закон также предусматривает, что владелица сертификата, не осуществившая волеизъявление в отношении материнского капитала или его части, может впоследствии учесть эти деньги в составе пенсионных накоплений непосредственно при выходе на пенсию .

В соответствии с пенсионным законодательством в будущем средства, направленные на пенсию матери, можно будет получить:

  • в виде срочной пенсионной выплаты (на срок не менее 10 лет);
  • в качестве единовременной выплаты ;
  • в виде бессрочных пожизненных платежей .

Внимание

Если владелица пенсионных накоплений не доживет до пенсии, вклад за счет маткапитала могут унаследовать отец ребенка, давшего право на государственную помощь семье, или дети женщины.

Этот вариант расходования средств из господдержки семье наименее популярен (менее 1% из всех случаев). Люди не доверяют целевому расходованию средств спустя длительный промежуток времени, ведь деньги могут существенно обесцениться.

На что нельзя потратить средства по сертификату?

Варианты целевого расходования средств из материнского капитала перечислены в статьях Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей ». В актуальной редакции документа всегда можно ознакомиться с возможностями, доступными для владельцев сертификатов. Никакие другие направления, кроме перечисленных, не предусмотрены . Однако многие из них обсуждаются и являются предметами популистских спекуляций.

Часто семьи не находят возможности использовать средства ни на одну из целей, предусмотренных программой маткапитала . Вероятно, по этой причине разрабатываются не вполне законные схемы обналичивания денег. Стоит предположить, что целевое использование материнского капитала могло бы быть расширено , а новые возможности расходования средств были бы востребованы.


Фото pixabay.com

Материнский капитал на покупку автомобиля

Автомобиль не может быть отнесен ни к одной из возможностей распорядиться маткапиталом: ни к улучшению жилищных условий , ни, тем более, к детскому образованию или материнской пенсии.

Внимание

На вопрос, можно ли на материнский капитал купить машину , ответ однозначен: нет, нельзя . Хотя это решило бы вопрос передвижения семей с детьми и улучшило бы их благосостояние. Ведь на 466,6 тыс. можно купить новое авто даже без привлечения личных средств (в случае приобретения машины отечественного производства).

Такая возможность обсуждалась со дня введения программы семейного капитала минимум трижды. Она имеет плюсы и минусы и была отклонена из-за таких очевидных сложностей:

  • возможность моментальной продажи авто после его покупки для обналички средств;
  • угроза угона машины или ее порча в ДТП;
  • сравнительно быстрый выход автомобиля из строя (особенно, к сожалению, отечественных марок).

Новую актуальность вопрос приобрел в 2014 г., когда Премьер Медведев решил совместить две задачи: антикризисную поддержку российской автомобильной промышленности и семей с двумя и более детьми. законопроект № 583192-6 , предусматривающий возможность покупки отечественного авто за средства маткапитала, был подан на рассмотрение Кабмина.

Несмотря на надежды владельцев сертификатов, предложение отклонили как не соответствующее Конституции и регламенту Госдумы.

Приобретение земельного участка или дачи

Основной закон о маткапитале предусматривает улучшение условий проживания семьи за счет средств, выделяемых государством. Однако ни участок, ни дача не могут в явном виде и сразу повлиять на комфорт и жизненные условия семейства, поскольку:

  • даже если участок приобретается под постройку жилого коттеджа, вряд ли средней семье удастся закончить строительство в ближайшем будущем;
  • на даче в большинстве случаев невозможно проживать круглогодично, а только в течение теплого сезона.

Тем, кто интересуется, можно ли на материнский капитал купить дачу , лучше присмотреть домик, подходящий для постоянного проживания.

Внимание

Не удастся использовать сертификат на покупку участка без построек . На земле должен располагаться капитальный дом — только тогда перечисление средств будет одобрено ПФР, причем стоимость самого земельного участка средствами по сертификату не оплачивается .

Разница между дачей и полноценным жилым домом заключается в следующем:

  1. Дом располагается на участке для индивидуальной жилой застройки . Дача — на дачном участке или наделе для садового строительства.
  2. Жилое строение обладает капитальным прочным фундаментом и стенами , тогда как конструкции дачи облегчены.
  3. В доме есть, как минимум, водопровод, отопление и электросети . В дачной постройке они предусматриваются не всегда.
  4. Отличаются принципы госрегистрации этих двух типов построек в Росреестре.

В 2013-2014 гг. Госдумой рассматривался законопроект № 353194-6 , предусматривающий расширение мер государственной поддержки с детьми. Он давал утвердительные ответы на следующие вопросы:

  • можно ли купить земельный участок на материнский капитал;
  • возможно ли дорогостоящее лечение для женщин и детей;
  • будет ли позволено осуществлять ремонт и подводить коммуникации за счет этих денег.

Сертификат на ремонт квартиры или дома

В упомянутом выше и не принятом законопроекте № 353194-6 , а также в другом законопроекте № 218827-6 и некоторых прочих предусматривалось разрешить использование семейного капитала на ремонтные работы , а также урегулировать вопрос подвода коммуникаций к домам и старым квартирам (например, не оборудованным газом или горячим водоснабжением). Для комфорта семей с детьми это важно, ведь существенно влияет не только на комфорт, но и на детское здоровье.

Внимание

Капремонт жилого помещения улучшает условия проживания его владельцев. Однако он не решает кардинально проблему полного отсутствия места, где будет жить семья. Именно поэтому ремонт не внесен в перечень возможностей для использования маткапитала. Средства из федерального бюджета, предназначенные владельцу сертификата, не получится потратить на капитальный или обычный ремонт.

Согласно закону , маткапитал можно использовать на строительство и реконструкцию жилья . Реконструкция отличается от ремонта такими показателями:

  • При реконструкции меняется планировочная схема здания — размеры, площади и количество помещений, осуществляется перенос стен и перегородок, прорубание проемов. Например, надстраивается мансарда, пристраивается балкон или большая комната делится перегородками на несколько. Ремонт подобные вещи не предусматривает.
  • Реконструкция предполагает изменение предназначения помещений или всего здания. К примеру, склад или магазин переводится в разряд квартиры, что невозможно при ремонте.

То есть если в жилище намечена перепланировка, она будет классифицирована как реконструкция (и потребует согласования с БТИ). Получить за нее возмещение за счет маткапитала получится, если при этом увеличивается жилая площадь на величину, не меньше расчетной нормы. Если же планируется обычное оштукатуривание, утепление, замена окон или кровельных стропил, заделка трещин — эти работы будут отнесены к ремонтным.

Потребительский кредит под материнский капитал

Возможность взять потребительский кредит положительно повлияла бы на уровень благосостояния семьи, а также позволила бы использовать средства тем семьям, которые не имеют дополнительных денег , например, на покупку жилья. Часто маткапитал не используется именно по этим причинам: пенсия или учеба детей предстоят еще не скоро, а денег на кредит или покупку жилплощади не хватает.

Нередко случается, что потребительские или нецелевые кредиты берутся семьями из-за невозможности получить средства от банка именно на квартиру. Даже если в ПФР удается предоставить доказательства, что деньги ушли именно на покупку квартиры, обычно маткапитал не разрешают использовать для погашения не ипотечных кредитов .

Есть прецеденты, когда семьям удавалось доказать в суде использование потребительского кредита на приобретение жилья. Это создало судебные прецеденты, но лучше не тратить свое время на подобные доказательства.

Внимание

В связи с этим купить в кредит бытовую технику и другие вещи за счет федерального мат. капитала не получится. Нельзя за счет него также вернуть кредит, взятый на ремонт недвижимости — все это не предусмотрено законом . На данный момент для потребительских целей можно успешно использовать только средства из региональных семейных капиталов , и то только в некоторых регионах.

Заключение

Одним из новшеств среди возможностей использования маткапитала в 2016 году стало право распорядиться им на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Кроме того, с 2015 года средства по сертификату можно направить на первый взнос по кредиту (ипотеке), не дожидаясь 3-летия ребенка .

В остальном целевое расходование средств осталось таким же, как и за год до этого: покупка, строительство и реконструкция жилых помещений, воспитание или обучение детей, взнос в накопительную часть пенсии. Также Госдума рассматривает другие варианты применения средств , которые обеспечивают федеральный сертификат. Но пока не допускается их использование на любые нужды, кроме перечисленных.

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были определены:

– формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

– повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

– создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку.

Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей.

Задачи курсовой работы:

– охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал;

– изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

– рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

Источниковую базу составляет Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, дополнительная литература и периодические издания.

Структура курсовой работы отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава раскрывает понятие и значение материнского (семейного) капитала. Вторая глава посвящена правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. В третьей главе описывается, в каких направлениях могут использоваться средства материнского (семейного) капитала.

1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ –государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

– Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

– Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

– постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

– постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

– постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» – определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

капитал материнский поддержка государственный

Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон о поддержке семей).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) .

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).

Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» .

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» .

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» .

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

Отношения по получению сертификата,

Отношения по получению кредита на недвижимость,

Отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» .

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» .

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

Рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

Период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ .

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал .

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

При установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

Если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» .

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели .

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то - третьего» .

Региональный материнский капитал в республике Мордовия выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, республика Мордовия прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается - и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» .

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

Начиная с 2000 года рождаемость в России растет. Если в 1999 году, на дне исторического минимума, в стране появилось на свет всего 1 215 тысяч человек, то в 2013 году Отечество могло порадоваться 1 901 тысяче новорожденных. Если считать в относительных цифрах (количество рождений на 1000 жителей), мы уже вернулись на дореформенный уровень 1990 года.

Нельзя не заметить, что демографические успехи России коррелируют с ее экономической динамикой. В 1998 году наша страна достигла крайней точки экономического падения, снизив размер душевых доходов чуть ли не вдвое по сравнению с дореформенным. С тех пор уровень жизни населения значительно вырос и перекрыл лучшие советские показатели. Однако напрямую увязывать качество жизни с рождаемостью невозможно. Например, в бывших социалистических странах восточной Европы - таких, как Польша, Чехия, Венгрия, восточные земли Германии, - значительно превзойден былой уровень жизни, однако восстановить рождаемость двадцатипятилетней давности так и не удалось.

В последние годы Россия стала одним из демографических лидеров Европы, обогнав по количеству рождений на 1000 жителей не только Италию, ранее славившуюся своей многодетностью, но и страны с традиционной мусульманской культурой: Албанию, Боснию и Герцеговину. Сыграло ли свою роль в российском демографическом возрождении введение такой меры, как материнский капитал?

За семилетку 2000-2006 годов, до начала выплат маткапитала, количество рождений достигло 1 479 тысяч человек, прибавляя в среднем по 38 тысяч в год. Это объясняется компенсационным ростом после глубокого провала: люди реализовали свои семейные планы, отложенные из-за кризиса девяностых. Кроме того, в этот период существенно увеличилась когорта потенциальных мам, так как совершеннолетия достигли девочки, рожденные в 1982-87 годах, в период последнего советского демографического бума.

В следующие семь лет (2007-2013) таких благоприятных демографических предпосылок не ожидалось. Число потенциальных рожениц начало сокращаться, и эксперты прогнозировали снижение рождаемости, начиная примерно с 2010 года. Однако фактически за "семилетку маткапитала" рост только ускорился. Средняя ежегодная прибавка составила свыше 60 тысяч родов - в полтора раза больше, чем на протяжении предыдущих семи лет!

По результатам исследований, проведенных Росстатом в 2013 году, около шести процентов опрошенных российских семей признали, что их решение о рождении второго ребенка было принято с учетом ожидаемой выплаты материнского капитала. В масштабах страны шесть процентов выглядят очень весомо - примерно 1,8 миллиона новорожденных. Эта цифра почти точно совпадает с суммарной прибавкой рождаемости после 2006 года и свидетельствует о высокой эффективности материнского капитала.

В опросе принимали участие супружеские пары всех возрастов, от молодоженов до глубоких стариков.

Правда, этот эффект имеет региональное своеобразие. В первые годы после введения новой социальной меры наиболее крупные выплаты пришлись на территории с традиционно высокой рождаемостью (Дагестан, Чеченская республика и т.д.). Поскольку каждая семья имеет право получить материнский капитал за рождение ребенка любой очередности, кроме первенца, но только один раз, то, начиная с 2007 года, в многодетных регионах оформляли сертификаты и на вторых, и на третьих, и даже на седьмых детей. Затем спрос на маткапитал на Северном Кавказе пошел на убыль: получив сертификат за вторые роды, право на такую же материальную поддержку следующих детей семья уже потеряла.

Напротив, в русской провинции, пережившей наиболее глубокий демографический кризис, выплаты семейного капитала увеличиваются год от года. Для семей, у которых главный вопрос планирования: быть или не быть второму ребенку? - получение родового сертификата на 429 тысяч рублей нередко оказывается главным аргументом. Не удивительно, что рождаемость в регионах Сибири, Урала, русского Севера и Поволжья сейчас растет опережающими темпами. Дореформенный уровень уже перекрыли Новосибирск и Екатеринбург, Алтайский и Красноярский край, Вологодская, Костромская, Нижегородская, Томская области - всего около тридцати регионов с преимущественно русским, прежде, как правило, малодетным населением. Можно констатировать, что разрыв в рождаемости между российским севером и российским югом за последнее десятилетие заметно сократился - в том числе, благодаря выравнивающему действию материнского капитала.

А вот для Москвы эффект от применения родовых сертификатов сомнителен. При высокой стоимости столичной недвижимости жилищный вопрос за счет маткапитала здесь решить невозможно. Вероятно, поэтому уровень рождаемости в Москве заметно ниже среднего российского: 11,3 рождений против 13,3 рождений на 1000 жителей. Позитивные демографические показатели столицы формируются исключительно благодаря удачной возрастной структуре, из-за постоянного притока провинциальной молодежи.

Похоже, что для Москвы нужна иная модель демографической политики. А в целом по России применение материнского капитала следует признать успешной социальной мерой, наиболее эффективной в прежде депрессивных областях.

Белый дом прорабатывает возможные меры по сокращению государственных расходов. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил отказаться от выплаты материнского капитала. Власть выясняла, насколько эффективной оказалась программа стимулирования демографического роста.

26 августа распоряжением председателя правительства была создана комиссия по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов. В рамках этой комиссии министр экономического развития Алексей Улюкаев направил ее председателю вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с предложением отказаться от равномерного сокращения всех госпрограмм. Вместо этого предлагаются целевые сокращения, в частности завершение программы материнского капитала, что, по данным министерства, позволит экономить до 300 млрд руб. в год. На взгляд Минэкономразвития, программа лишь сдвигает календарь рождений - подвигает семьи рожать второго и последующих детей раньше, чем они сделали бы это без дополнительных мер господдержки.

"Общероссийский народный фронт" устами сопредседателя центрального штаба Ольги Тимофеевой обвинил министерство в профнепригодности. В СМИ предложение Минэкономразвития быстро эволюционировало в "Улюкаев потребовал". Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец анонсировала продление выдачи маткапитала и после 31 декабря 2016 года, когда программа окончится. В давно идущей дискуссии Голодец предлагала расширить список целей использования капитала, добавив к трем существующим "вложения в аграрный бизнес или в занятость мам". В заочном споре с министром вице-премьера поддержала пресс-секретарь российского премьер-министра Наталья Тимакова: "В настоящее время вопрос об отмене маткапитала не стоит в повестке правительства. Премьер-министр считает нецелесообразным и несвоевременным предложения о возможном сокращении этой программы". Дискуссия на время затихла.

Эпоха материнского капитала в России началась в самом конце 2006 года. В предновогоднюю неделю Госдума, Совет федерации и президент Путин приняли, одобрили и подписали 286-й федеральный закон, который устанавливал меры дополнительной государственной поддержки семьи. Закон вводил термин "материнский (семейный) капитал" - средства госбюджета, которые страна через пенсионный фонд в виде сертификата выдавала нескольким категориям граждан. Во-первых, женщинам, родившим второго ребенка после 1 января 2007 года. Во-вторых, женщинам, родившим третьего и последующих детей в новом году, если раньше они не получили сертификат. Те же меры распространялись на усыновленных детей. В законе в скобках прописывалось "семейный", поскольку сертификат могут получать не только женщины. Помимо женщин обладателями длинных денег могут стать мужчины, которые были единственными усыновителями второго и последующих детей. Причем не обязательно граждане России: отец или усыновитель в случае прекращения прав на получение маткапитала гражданкой РФ (смерть, лишение родительских прав, совершение преступления в отношении ребенка) может получить сертификат вместо нее, независимо от цвета его паспорта. В случае прекращения прав еще и со стороны отца ребенок до 23 лет получает сертификат сам.

Потратить деньги разрешается на улучшение жилищных условий, образование детей и накопительную часть пенсии матерей. Тем же законом был установлен размер маткапитала - 250 тыс. руб., равно как и необходимость его ежегодной индексации. В нынешнем году государство впервые проиндексировало капитал с точностью до половины рубля. Его размер сейчас составляет 429 408 руб. 50 коп.

Во многих обществах рождаемость, достигнув некоторой критической минимальной точки, снова начинала расти

На первый взгляд, введение материнского капитала не стало переломным моментом в демографической ситуации в нашей стране. В XXI веке она не была столь пессимистичной, как это представлялось ранее. Начиная с 2000 года рождаемость в России неуклонно растет, увеличившись за минувшие 14 лет, по данным Росстата, с 1215 тыс. до 1901 тыс. рождений в год, на целых 56%. Если учесть, что население России, несмотря на позитивную динамику нулевых, до 2010 года продолжало сокращаться (глубокий демографический провал девяностых годов был преодолен не сразу), то общий коэффициент рождаемости, то есть количество родов на 1 тыс. жителей, обнаруживает еще более весомую прибавку - почти 60%. В чем же причина такого внушительного роста, и связан ли он с появлением материнского капитала?

Широко распространено мнение, что по мере материально-технического прогресса рождаемость закономерно снижается, и развитые страны буквально обречены на депопуляцию. Эта точка зрения имеет основания, но лишь до некоторой степени. Во многих обществах, которые стали пионерами на пути депопуляции (Франция, англосаксонские и скандинавские страны), рождаемость, достигнув некоторой критической минимальной точки, снова начинала расти, постепенно приближаясь к уровню замещения поколений (чуть более двух детей на женщину). Опыт такого рода частичной демографической реставрации уже накоплен значительным количеством развитых стран. Однако именно Россия выделяется среди них самыми высокими темпами материнского ренессанса.

Помимо темпов Россия также может похвастаться длительностью наблюдаемого подъема - с незначительными колебаниями рождаемость растет у нас уже пятнадцатый год подряд. В нынешнем году, как показывают опубликованные Росстатом итоги января--августа, позитивная тенденция сохраняется.

Любопытно, что большинство западноевропейских наций, вступивших в этап такой реставрации, споткнулось о мировой финансово-экономический кризис, в результате чего уровень, достигнутый к 2008-2010 годам, до сих пор остается непревзойденным. В отличие от них на постсоветском пространстве кризис, хотя и имел более тяжелые экономические последствия, практически не затронул демографию. Видимо, наши люди, привыкшие к более жестоким ударам судьбы, не приняли всерьез колебаний мировой конъюнктуры и не стали корректировать свои родительские планы.

Россия демонстрирует беспрецедентно высокие темпы демографического возрождения

Если в Англии, Франции или Швеции рождаемость приближалась к своему минимуму плавным, эволюционным путем, то у нас падение приобрело революционный характер в связи с шоком от радикальных общественных изменений. Нет ничего удивительного в том, что постсоветские нации после более глубокого провала более круто набирают высоту. Мы предполагаем, что наши социокультурные стереотипы не могли сильно измениться за короткий срок реформ, а были только придавлены тяжестью экономических и психологических обстоятельств. Поэтому более корректно сравнивать темпы демографической реставрации России с Украиной или Белоруссией, нежели со странами Западной Европы. Однако и здесь сравнение подтверждает феноменальный характер российского роста. Если не брать во внимание скачки рождаемости, имевшие место после тяжелых войн, когда мужья возвращались в свои семьи, то 60-процентное увеличение рождаемости в мирное время - показатель, претендующий на мировой рекорд.

В современном российском обществе популярен стереотип о том, что наблюдаемый в России рост рождаемости если не целиком, то в очень значительной мере обеспечен мигрантами. Однако надо учесть, что крупнейшие очаги иммиграции в Россию - Узбекистан и Азербайджан - давно уже не отличаются высокими демографическими показателями. Современная рождаемость в этих странах приближается к простому воспроизводству и менее чем на четверть превосходит российскую. Уровень рождаемости китайцев, еще одной нации, фигурирующей в миграционных фобиях соотечественников, не так давно стал ниже отечественного (подчеркнем: речь идет, конечно, о сравнении относительных цифр - рождений на 1 тыс. населения, а не об абсолютном сравнении более чем миллиардной КНР и 143-миллионной РФ). Даже в случае совершенно невероятного полного замещения коренного населения России приезжими из указанных государств не только невозможно обеспечить уникальный в мировой практике 60-процентный рост, но и вообще довольно сложно гарантировать сколько-нибудь заметный рост рождаемости. Ведь надо учесть, что в силу трудовой природы миграции мужчины в этой среде значительно преобладают над женщинами, что не способствует высокой рождаемости на 1 тыс. человек.

Вопреки стереотипным фобиям можно смело утверждать, что движущей силой демографического возрождения нулевых-десятых годов выступают отнюдь не мигранты, а русские и народы, близкие к русским по социокультурным стереотипам. Об этом косвенно, но весьма красноречиво свидетельствует региональный анализ произошедших перемен (см. карту).

В группах, где рождаемость росла темпами выше средних, абсолютно преобладают регионы с преимущественно русским населением (за исключением Марий-Эл и Тувы). Такие очевидные эпицентры миграционного притяжения, как Москва и Краснодарский край, оказались в группе отстающих, а Московская область, хоть и перевалила средний рубеж, выглядит довольно скромно.

Наименьшими темпами росла рождаемость на Северном Кавказе. Вопреки распространенному мнению этот регион тоже пережил демографический кризис девяностых, хотя в существенно менее острой форме, нежели центральная и северная Россия. Сегодня мы наблюдаем процесс сближения семейных ориентиров между славянскими и кавказскими народами. Если по группе регионов с преимущественно русским населением рождаемость в среднем уже превысила уровень дореформенного 1990 года, то в группе республик Северного Кавказа, традиционно отличавшихся многодетностью, общие коэффициенты рождаемости колеблются в диапазоне от 70 до 95% к уровню 1990 года. Различия между размерами русских и кавказских семей уже не так контрастны, как раньше. Общий коэффициент рождаемости между соответствующими регионами различается сейчас примерно в полтора раза (в отличие от более чем двойного разрыва в пользу Северного Кавказа в начале девяностых годов).

Снижения до 97% от уровня 1999 года в 2013-м не произошло, потому что менялась не только численность женщин, но и интенсивность рождений

Опять же подчеркнем: мы сравниваем темпы роста, а не достигнутый уровень рождаемости. В отношении количества рождений на 1 тыс. человек северокавказские республики по-прежнему опережают центральные регионы, которые тем не менее сегодня сокращают разрыв с ними. Более точную картину дало бы сравнение не общих, а суммарных коэффициентов рождаемости, то есть не количества новорожденных на 1 тыс. жителей, а количества приходящихся на одну женщину детей, но авторы не располагают такими данными в разрезе по регионам.

Таким образом, Россия демонстрирует беспрецедентно высокие темпы демографического возрождения, что невозможно списать на миграцию или на вклад регионов с традиционно высокой рождаемостью - локомотивом материнского ренессанса выступают области с преимущественно русским населением.

Весь период демографического возрождения в России можно разделить на два равных временных промежутка по семь лет: до введения материнского капитала (2000-2006) и после (2007-2013). Объективные условия для демографического роста в эти периоды складывались неодинаково. В 2000-2006 годах в стране увеличивалось число женщин детородного возраста, так как в зрелую жизнь вступали дети последнего советского демографического бума 1982-1988 годов. В 2007-2013 годах количество потенциальных мам пошло на убыль, поскольку совершеннолетия достигло малочисленное поколение девочек, рожденных на излете перестройки и в разгар "шоковой терапии" (1989-1995)

На основании этих данных демографы самых разных школ и направлений предсказывали, что примерно с 2010 года в России начнется падение рождаемости. Об этом писали руководитель центра по изучению проблем народонаселения МГУ Валерий Елизаров, директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский, его заместитель Сергей Захаров, доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Виктор Медков и другие.

На основании данных всероссийских переписей 2001 и 2010 годов, а также возрастных коэффициентов рождаемости 2000 года, опубликованных Росстатом, можно сделать несколько выводов. Если бы частота рождений на одну женщину на протяжении всего рассматриваемого нами периода оставалась неизменной, и менялось бы только количество потенциальных рожениц, то в 2006 году количество рожденных детей достигло бы уровня 106% от стартовой планки 1999 года (около 1290 тыс. человек). Такой прирост объяснялся бы увеличением числа потенциальных мам из поколения советского бэби-бума середины 80-х. Однако к 2013 году число рожденных детей сократилось бы до 97% от уровня 1999 года (1180 тыс.) - это спустя 20-25 лет до нас докатилось бы эхо демографического провала в результате коллапса СССР.

Однако реальная частота рождений зависит не только от экстенсивного фактора (количества женщин фертильного возраста), но и от интенсивного, то есть от частоты рождений на одну женщину. Если в обществе происходит сдвиг от идеала однодетной семьи к идеалу двухдетной, или наоборот, это радикальным образом сказывается на уровне рождаемости.

В действительности снижения до 97% от уровня 1999 года в 2013-м не произошло, потому что менялась не только численность женщин, но и интенсивность рождений. Наши "бы" относительно численности рождений оказались отброшены реальностью. Как мы теперь знаем, ни в 2010 году, ни в 2012 пессимистические прогнозы демографов не сбылись. Напротив, российская рождаемость продолжала расти, и в 2013 году, впервые за всю пореформенную эпоху, превысила смертность, обеспечив нашей стране естественный прирост населения.

В 2006 году рождаемость по стране выросла на 22% по отношению к 1999 году. 6% этого роста обеспечено экстенсивным фактором - увеличением числа женщин. Оставшиеся 16% приходятся на интенсивный фактор, то есть на увеличившуюся частоту рождений, проще говоря, на стремление не ограничиваться одним, а родить второго и третьего ребенка.

В 2013 году мы ожидали снижения числа рождений из-за снижения числа женщин. Но рождаемость, наоборот, резко выросла - на 56%. Получается, что возросшая интенсивность рождений не только обеспечила 56% прироста по сравнению с 1999 годом, но и компенсировала прогностическое трехпроцентное снижение. В сумме частота рождений на одну женщину по сравнению с 1999 годом достигла в 2013-м уровня 159%. Дополнительные по сравнению с годом исторического минимума 59% обеспечены исключительно ростом интенсивности, а не количественными факторами. В 2006 году роль интенсивного фактора выражалась всего лишь в 16-процентном приросте. Получается, что сумма факторов, повышающих частоту рождений (житейским языком - повышающих детность наших семей), в 2013 году действовала примерно в четыре раза сильнее, чем в 2006 году.

Очевидно, что после введения материнского капитала интенсивность рождений значительно выросла. Причем роль интенсивного фактора в это время оказалась почти в четыре раза весомее, чем в период без материнского капитала. В результате в 2007-2013 годах рождаемость росла еще быстрее, чем в предыдущую семилетку, невзирая на сокращение материнского поколения. Это серьезный предварительный аргумент в пользу сохранения обсуждаемой нами социальной меры.

Безусловно, на основании сказанного нельзя утверждать, что введение материнского капитала стало единственной или хотя бы главной причиной роста рождаемости в 2007-2013 годах. Но еще более опрометчиво заявлять, что экономическое стимулирование не принесло ожидаемого эффекта, выразившись только в сдвиге календаря рождений. Те, кто сводит эффект материнского капитала к сдвигу календаря, подразумевают, что появившиеся на свет дети все равно должны были родиться, только несколько позже, поэтому никакого реального роста рождаемости мы в итоге не получим, и с точки зрения демографического будущего выдача почти по 430 тыс. руб. на семью - пустая трата денег.

Доля вторых и последующих рождений, судя по оценочным данным "Демоскопа weekly" и Минтруда, только с 2006 по 2012 год увеличилась примерно с 42,3% до 51,5% в общем числе рождений. В абсолютных цифрах это означает увеличение с 625 тыс. до 980 тыс. или более чем в полтора раза. Предположим, что эксперты Минэкономразвития правы, объясняя такое увеличение рождаемости сдвигом календаря. В таком случае почти за восемь лет действия демографической программы по выплатам материнского капитала повторные визиты в роддома должны были нанести в полтора с лишним раза больше женщин. То есть к восьми ожидаемым ежегодным группам рожениц (которые все равно решились бы рожать в обозначенные сроки, даже если бы материнского капитала и не было), должно добавиться еще более четырех таких же групп, составленные из тех, кто без материнского капитала отложил бы вторые роды на потом. Чтобы укомплектовать более четырех таких когорт, потребуется более чем четырехлетний сдвиг планов по рождению вторых детей в масштабах всей страны! Но это физически невозможно, так как разница между средним возрастом рождения первого и второго ребенка к моменту введения материнского капитала составляла чуть менее пяти лет и в силу физиологических причин не могла быть сокращена более чем на три-четыре года. Даже если бы благодаря стимулу семейного капитала вторые дети рождались вслед за первыми в конвейерном порядке, уже на шестом году программы ресурс полуторного роста был бы исчерпан (в роддомах побывало бы шесть плановых годовых когорт плюс три сверхплановые, явившиеся туда в результате максимального физиологически возможного уплотнения календаря родов). Следовательно, с 2012 года на смену росту пришло бы стремительное сокращение рождаемости, ведь все желанные вторые дети уже рождены досрочно. Однако никакого сокращения мы не наблюдаем в нынешнем году и даже не можем прогнозировать на следующий. Значит, материнский капитал стимулировал "оригинальные", "сверхплановые" рождения, а не приближал запланированные, как полагает Минэкономразвития. И следовательно, 300 млрд руб. в год не направляются на потехи с настенным календарем, а реально позволяют материнский капитал преобразовать в человеческий.

Более того, сдвиг календаря неизбежно привел бы к омоложению срока среднестатистических родов. В действительности наблюдается обратная картина: роженицы в России стареют. По данным Фонда социального страхования РФ, за период действия материнского капитала средний возраст мам увеличился с 26,6 до 28,2 года. В возрастной группе от 35 до 40 лет рождаемость растет вдвое быстрее, чем в среднем по всей материнской когорте. Это говорит о том, что налицо не сдвиг календаря вперед, не досрочные роды раньше намеченных сроков, а начавшаяся наконец-то реализация долгожданных и постоянно откладываемых планов, позволившая многим матерям вскочить в последний вагон уходящего поезда под занавес своего фертильного возраста. Если бы не улучшение социальных условий, не оказанная поддержка со стороны государства, этим откладываемым надеждам никогда не суждено было бы сбыться.

Оценить роль материнского капитала в этих переменах позволяют и социологические исследования, проведенные в 2013 году Росстатом. При опросе российских семей всех возрастов 6% из всех опрошенных брачных пар сообщили, что на их решение о рождении ребенка определяющее влияние оказала выдача этого пособия. Доля 6% выглядит незначительной, но в абсолютных цифрах в масштабах страны вырастает до 1800 тыс. человек. Примерно на такое количество детей суммарная рождаемость в 2007-2013 годах превысила достигнутый уровень 2006 года. Примерно таким же количеством детей обеспечен перевес России в темпах материнского ренессанса над ее сестрами - Белоруссией и Украиной.

После введения материнского капитала в стране ускорился рост рождаемости. И произошло это не за счет сдвига календаря рождений, а за счет реального увеличения числа детей, рождающихся в расчете на одну женщину. Впервые за 20 минувших лет модель двухдетной семьи получила ощутимый перевес над однодетной, общее количество вторых и последующих рождений превзошло количество первых. В превышении числа вторых и последующих рождений над первыми роль материнского капитала очевидна.

Мы принципиально не рассматривали вопросы этичности этой отмены и саму этичность постановки вопроса. Но даже рациональный взгляд показывает, что материнский капитал оказался эффективной социальной мерой.
Владимир Тимаков, Алексей Токарев

от себя. по Свердловской области мигрантов-таджиков немерено. размножаются сильно, все или граждане, или вид на жительство имеют. лукавая статистика, имхо.