Почему пора кратно повышать норматив продаж дизтоплива на бирже?
29 июля биржевые цены дизельного топлива на Московском НПЗ, Рязанской НПК и ЯНОСе составили 33900–34150 ₽/т. Днем ранее экспортный паритет для трубопроводных партий дизельного топлива производства Московского НПЗ в направлении Приморска - самый высокий среди существующих маршрутов экспорта - рухнул до уровня 28420 ₽/т.

Таким образом, премия внутреннего рынка для дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа в прошлую пятницу была на уровне 5500 рублей на тонну. Ранее были эпизоды, когда ФАС России озвучивала претензии к нефтяным компаниям из-за столь высокой премии внутреннего рынка по дизтопливу. В мае, когда экспорт ДТ был более привлекательным по сравнению с его реализацией на внутреннем рынке, нефтяные компании резко снизили продажи товара на бирже и увеличили экспортные поставки.

Так, в марте 2016 года доминирующие компании реализовали на СПбМТСБ 339 тыс. т дизельного топлива в соответствии с требованиями Совместного приказа ФАС России и Минэнерго России, по данным биржи. В апреле доминанты продали 311 тыс. т дизтоплива, а в мае - 233 тыс. т товара со словами «скажите спасибо, что на фоне премиального экспорта мы перевыполнили норматив». В итоге за май 2016 года биржевая цена дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа выросла более чем на 12% - с 30600 до 34350 ₽/т.

В мае привлекательный экспорт дизельного топлива позволил нефтяным компаниям объяснить и сокращение биржевых продаж товара, и увеличение экспорта, и рост цен.

Экспортируя дизельное топливо, нефтяные компании сейчас получают на 5000–6000 рублей на тонну меньше, чем продавая его на внутреннем рынке. Несмотря на это, мы не видим ни существенного увеличения продаж дизельного топлива на СПбМТСБ, ни адекватного динамике экспортного паритета снижения биржевых цен. В чем причина, и как эту ситуацию исправить? Судя по всему, норматив продаж дизельного топлива на бирже на уровне 5% от производства для каждой доминирующей компании и 4% от производства для всех доминирующих субъектов в совокупности себя изжил. На рынке автомобильного бензина за товар состязаются независимые сети АЗС и сбытовые предприятия нефтяных компаний. Причем слишком активные закупки вторых гарантированно привлекают внимание ФАС России.

На рынке дизельного топлива, помимо независимых сетей АЗС и «сбытов» нефтяных компаний, присутствуют промышленные предприятия. Для последней категории покупателей не существует такого понятия как маржа «на пистолете». Кроме того, промышленники могут иметь стойкие предпочтения к дизельному топливу определенных нефтяных компаний и НПЗ. В итоге мы имеем рынок экспортно ориентированного дизельного топлива, которое зачастую хуже реагирует на снижение экспортного паритета, чем неэкспортный автобензин. Из этого следует, что существующий норматив по реализации дизельного топлива на СПбМТСБ недостаточен для удовлетворения спроса на биржевой площадке. В итоге вместо установления адекватной рыночной цены дизтоплива мы периодически наблюдаем рекордные премии внутреннего рынка, которые являются ничем иным, как отражением недостаточного предложения товара.

Таким образом, оптимальным решением проблемы видится увеличение обязательного норматива продаж дизельного топлива на СПбМТСБ в два раза в сравнении с действующим, то есть до 10% от производства для каждой доминирующей компании. К слову, для автобензина было бы целесообразно рассмотреть введение плавающего норматива продаж с минимальными требованиями на уровне 20% в сезон высокого спроса с мая по сентябрь. Это позволило бы обеспечить дополнительное предложение товара на рынке именно тогда, когда он пользуется высоким спросом.

Анализ российского рынка нефтепродуктов Ринат Хантемиров, ПКП «МОБОЙЛ»
Текущий год складывается не очень удачно для мировой нефтепереработки. На графике 1 на странице 5 показано изменение цен на нефть и основные нефтепродукты с июля 2014 года (по данным Thomson Reuters). За 100% приняты значения на 3 июля 2014 года. Видно, например, что 20 января 2016 года на пике падения цены на мазут составляли лишь 17% от уровня на 3 июля 2014 года.

В таблице 1 на странице 4 приведены абсолютные значения котировок и их изменения от уровня на 3 июля 2014 года

в июле 2014, 2015 и 2016 годов (по данным Thomson Reuters).
В прошлом году производство бензина и дизельного топлива приносило переработчикам хороший доход, поскольку цены на них снижались медленнее по сравнению с ценами на нефть. Однако в 2016 году ситуация оказалась противоположной.

Спрос на бензин в мире этим летом оказался ниже ожиданий. Запасы бензинов, накопленные в период высокой маржи переработки и в надежде на высокий спрос этим летом, достигли рекордных уровней. И, что хуже всего, цены на бензин в этом году начали снижаться на месяц раньше, чем в 2015 году.

Вернемся к российскому рынку нефтепродуктов, который в летнее время, как правило, живет собственной жизнью.

Рынок автобензина
По данным «ЦДУ ТЭК», товарные остатки автомобильного бензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний с середины июня стабилизировались на уровне 1,7 млн т. Так, 25 июля они составляли 1,724 млн т, это примерно на 25 тыс. т больше, чем год назад.
Впереди еще два месяца относительно высокого спроса на автобензин. Однако, на мой взгляд, рынок уже готов развернуться, и в ближайшие неделю или две цены на бензин перейдут к падению. Иными словами, тренд на снижение цен на российском рынке бензины в этом году, скорее всего, установится раньше, чем в предыдущие годы.
Как мы видим, в 2013 году цены на бензин держались до середины сентября, а в 2015 году - до конца августа. Аномальный 2014 год не берем в расчет в связи с многочисленными авариями на заводах. В этом году российский рынок бензина, вероятно, выйдет из летнего диапазона высоких цен до середины августа. Причины - снижение внутреннего потребления, достаточные объемы производства бензина класса 5, и «щадящий» график осенних ремонтов НПЗ.

Ниже на таблице 2 приведены данные «ЦДУ ТЭК» о суммарном простое первичных мощностей российских НПЗ в связи с ремонтами в 2016, 2015 и 2013 годах с разбивкой по месяцам.

В августе–октябре 2016 года выбывающие мощности первичной переработки составят 5658 тыс. т. Для сравнения: за такой же период 2015 года выбывающие мощности первичной переработки составили 10142 тыс. т, а в августе–октябре 2013 года - 7633 тыс. т. В связи с этим нефтяные компании, вероятно, не будут формировать запасы нефтепродуктов на период осенних ремонтов и предпочтут распродать августовский товар на открытом рынке, пока он дает высокую премию к экспортному паритету. В предыдущие годы, напомню, накопление запасов бензина перед ремонтами поддерживало цены из-за временного снижения предложения на рынке и создания на ряде базисов искусственного спроса.

Падение мировых цен на нефть и нефтепродукты сделало российский рынок сильно премиальным. Это привлекает на наш рынок белорусских продавцов и увеличивает потенциал будущего падения цен. В отсутствие форс-мажорных ситуаций, описанный выше сценарий снижения цен на бензины, на мой взгляд, является наиболее вероятным. Возможный небольшой рост цен в начале августа, скорее всего, будет последним движением рынка вверх перед началом снижения цен.

Рынок дизельного топлива
По данным «ЦДУ ТЭК», товарные остатки дизельного топлива на НПЗ, ПНПО нефтяных компаний и в системе «Транснефтепродукта» 25 июля составили 2,09 млн т, что примерно на 100 тыс. т ниже, чем год назад. В конце прошлой недели экспортный паритет для летнего дизельного топлива составлял 27500–28500 ₽/т для НПЗ в Поволжье. Внутренние цены на этих же заводах были на уровне 32300–33300 ₽/т.

Ценам на дизельное топливо оказывают поддержку высокий спрос на ГСМ в связи с уборочными работами и сравнительно небольшие остатки дизтоплива.
С другой стороны, на цену дизельного топлива давят низкий экспортный паритет и падение внутренних цен на нефть с поставкой в августе на 1500–2000 рублей по сравнению с июльскими партиями. Второй фактор вызовет удешевление заменителей дизтоплива, которые производят мини-НПЗ.

В совокупности, эти факторы не оставляют шансов на рост цен на дизельное топливо. Цены на дизельное топливо, вероятно, продолжат постепенно снижаться. Более того, в случае роста объемов продаж товара, цены могут обвалиться.

Рынок мазута
Те же драйверы - низкий экспортный паритет и грядущее удешевление продукции мини-НПЗ - давят и на рынок мазута.
Цены поддерживаются низкими объемами продаж. При этом, как только на рынке появляется дополнительный товар, цены проседают.
В середине августа начинаются закупки мазута для нужд энергетиков, что может на какое-то время поддержать стоимость топлива на бирже.

Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

  • 1. с уточнением структуры отчёта
  • 2. по Вашей теме
  • 3. по Вашей теме

    В исследовании проанализирована динамика производства нефтепродуктов в России по видам, приведена региональная структура производства. Рассмотрена ценовая ситуация, представлены прогнозы объема производства на 2017 год.

    Кроме подробного анализа импортно-экспортных операций (объем поставок по годам и месяцам, ведущие страны импорта и экспорта), исследование содержит информацию об основных игроках на рынке нефтепродуктов в России.

    Дата последнего обновления: 15.10.2017.

    Внимание! Исследование, обновленное на текущую дату, предоставляется в течение 3 рабочих дней.

    Цель исследования

    Анализ российского рынка нефтепродуктов.

    Задачи исследования:

    • Проанализировать объем и структуру производства нефтепродуктов в Российской Федерации;
    • Проанализировать объем и структуру экспорта и импорта нефтепродуктов в Российской Федерации;
    • Собрать справочную информацию об основных игроках российского рынка нефтепродуктов;
    • Выявить тенденции и перспективы развития российского рынка нефтепродуктов.

    Методы исследования:

    • Сбор и анализ статистической информации (данные Федеральной службы государственной статистики, ЕМИСС, ФТС);
    • Анализ финансовой информации специализированной базы данных российских предприятий;
    • Сбор и анализ вторичной информации печатных и электронных деловых и специализированных изданий.

    Продукты, проанализированные в исследовании:

    Производство:

    • бензин (по видам);
    • битумы нефтяные (по видам);
    • топливо дизельное (по видам);
    • мазут (по видам);
    • резина регенерированная;
    • кокс нефтяной (по видам);
    • масла нефтяные (по видам);
    • ацетон синтетический;
    • керосин (по видам).

    Ценовая ситуация:

    • бензин автомобильный (по видам);
    • бензин газовый;
    • ацетон синтетический;
    • битумы нефтяные (по видам);
    • керосины (по видам);
    • конденсат газовый (по видам);
    • кокс нефтяной и сланцевый;
    • мазут топочный;
    • масла нефтяные (по видам);
    • резина регенерированная;
    • топливо дизельное (по видам).

    Импорт и экспорт:

    • бензины автомобильные, моторные и прочие;
    • керосин и топливо реактивное, прочий керосин;
    • масла смазочные и прочие;
    • мазут;
    • нефтяной кокс;
    • нефтяной битум;
    • битум нефтяной прочий, асфальт, смеси битумные;
    • прочие остатки нефтепереработки.

    Описание

    Резюме проекта

    Социально-экономическая характеристика РФ

    Производство

    Внешняя торговля

    Демографическая ситуация

    Занятость населения

    Уровень жизни и доходы населения

    Общая характеристика нефтепродуктов

    Классификация нефтепродуктов

    Анализ российского рынка нефтепродуктов

    Производство нефтепродуктов в РФ

    Масла нефтяные

    Остатки нефтепереработки

    Ценовая ситуация

    Керосины

    Газовый конденсат

    Кокс нефтяной и сланцевый

    Мазут топочный

    Масла, в т.ч. масла нефтяные

    Резина регенерированная

    Топливо дизельное

    Анализ импорта и экспорта нефтепродуктов

    Импорт нефтепродуктов из РФ

    Объем и динамика импорта

    Помесячная динамика импорта

    Структура и динамика импорта по странам

    Структура импорта по регионам ввоза

    Экспорт нефтепродуктов из РФ

    Объем и динамика экспорта

    Помесячная динамика экспорта

    Структура и динамика экспорта по странам

    Структура экспорта по регионам вывоза

    Основные игроки рынка нефтепродуктов

    «Газпром»

    «ЛУКОЙЛ»

    «Роснефть»

    «Сургутнефтегаз»

    «ТРАНСНЕФТЬ»

    «Татнефть»

    «НОВАТЭК»

    АНК «Башнефть»

    «Новый Поток»

    Тенденции и перспективы российского рынка нефтепродуктов

    Приложения

    Приложение 1. Список таблиц и диаграмм

    Список таблиц

    Таблица 2. Структура использования денежных доходов населения РФ, январь—декабрь 2016

    Таблица 3. Объем добычи нефти крупнейшими российскими нефтяными компаниями, 2013—2015

    Таблица 4. Объем переработки нефти крупнейшими российскими нефтяными компаниями, 2013—2015

    Таблица 5. Структура объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 6. Структура объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 7. Структура объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 8. Структура объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 9. Структура объема импорта масел смазочных и прочих по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 10. Структура объема импорта масел смазочных и прочих по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 11. Структура объема импорта мазута по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 12. Структура объема импорта кокса нефтяного по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 13. Структура объема импорта кокса нефтяного по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 14. Структура объема импорта битума нефтяного по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 15. Структура объема импорта битума нефтяного по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 16. Структура объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 17. Структура объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 18. Структура объема импорта прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 19. Структура объема импорта прочих остатков нефтепереработки по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 20. Структура объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 21. Структура объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 22. Структура объема экспорта топлива керосинового реактивного по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 23. Структура объема экспорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 24. Структура объема экспорта масел смазочных и прочих по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 25. Структура объема экспорта масел смазочных и прочих по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 26. Структура объема экспорта мазута по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 27. Структура объема экспорта мазута по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 28. Структура объема экспорта кокса нефтяного по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 29. Структура объема экспорта кокса нефтяного по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 30. Структура объема экспорта битума нефтяного по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 31. Структура объема экспорта битума нефтяного по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 32. Структура объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальтов, смесей битумных по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 33. Структура объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальтов, смесей битумных по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 34. Структура объема экспорта прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 35. Структура объема экспорта прочих остатков нефтепереработки по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 36. Объемы переработки нефти и газового конденсата ПАО «Газпром» и его дочерними обществами, 2011—2016

    Таблица 37. Объемы производства основных видов продукции переработки газа и нефти ПАО «Газпром» и его дочерними обществами, 2016

    Таблица 38. Запасы природного газа компании «НОВАТЭК», 2010—2016

    Таблица 39. Запасы жидких углеводородов компании «НОВАТЭК», 2010—2016

    Таблица 40. Суммарные запасы углеводородов компании «НОВАТЭК», 2010—2015

    Таблица 41. Товарная добыча углеводородов компании «НОВАТЭК», 1h2016—1h2017

    Список диаграмм

    Диаграмма 1. Динамика ВВП России в текущих ценах, 1q2011—2q2017

    Диаграмма 2. Динамика внешнеторгового оборота России, 1q2011—2q2017

    Диаграмма 4. Динамика объема внешней торговли со странами дальнего зарубежья и государствами СНГ, 2010 — январь-август 2017

    Диаграмма 5. Профицит и дефицит консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации, 2006—2016

    Диаграмма 6. Динамика объемов кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях и в иностранной валюте и драгоценных металлах, 2009 — 01.09.2017

    Диаграмма 7. Динамика объемов кредитования физических лиц в рублях и в иностранной валюте и драгоценных металлах, 2009 — 01.09.2017

    Диаграмма 9. Динамика денежной массы (М2) в России, 2004 — 01.09.2017

    Диаграмма 10. Численность постоянного населения РФ, 1995 — 01.09.2017

    Диаграмма 11. Распределение федеральных округов России по численности населения, 2016

    Диаграмма 13. Численность экономически активного населения РФ, 2004—2016

    Диаграмма 14. Динамика изменения численности занятого и безработного населения РФ, 2004—2016

    Диаграмма 15. Распределение численности занятого и безработного населения по округам РФ, сентябрь 2017

    Диаграмма 16. Структура безработных (по методологии МОТ) по полу, сентябрь 2017

    Диаграмма 17. Динамика средней номинальной заработной платы и величины прожиточного минимума в России, 2q2012—2q2017

    Диаграмма 18. Динамика среднеквартальной стоимости минимального набора продуктов питания и фиксированного набора потребительских товаров и услуг в России, январь 2013 — июль 2017

    Диаграмма 19. Структура потребительских расходов домашних хозяйств РФ, 2q2017

    Диаграмма 20. Динамика объема производства бензина автомобильного и бензина газового, 2010— 2017П

    Диаграмма 21. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 22. Помесячная динамика объема производства бензина газового, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 23. Структура объема производства бензина автомобильного и бензина газового по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 24. Динамика объема производства бензина автомобильного класса 2,3,4,5, 2011—2014

    Диаграмма 25. Динамика объема производства бензина автомобильного класса 2,3,4,5, 2015—2017П

    Диаграмма 26. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного класса 2 и класса 3, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 27. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного класса 4 и класса 5, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 28. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного с октановым числом более 80, но не более 92; с октановым числом более 92, но не более 95, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 29. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного с октановым числом более 95, но не более 98; с октановым числом более 98, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 30. Структура объема производства бензина автомобильного класса 2 и класса 3 по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 31. Структура объема производства бензина автомобильного класса 4 и класса 5 по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 32. Динамика объема производства бензинов специальных и прямогонного бензина, 2010— 2017П

    Диаграмма 33. Помесячная динамика объема производства бензинов специальных, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 34. Помесячная динамика объема производства бензина прямогонного, бензина авиационного, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 35. Структура объема производства бензинов специальных и прямогонного бензина по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 36. Динамика объема производства битумов, 2015—2017П

    Диаграмма 37. Помесячная динамика объема производства битумов нефтяных, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 38. Помесячная динамика объема производства битумов нефтяных дорожных, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 39. Помесячная динамика объема производства битумов нефтяных строительных, кровельных, изоляционных и аналогичных; битумов нефтяных и сланцевых, не включенных в другие группировки, прочих, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 40. Помесячная динамика объема производства битумов нефтяных кровельных, битумов нефтяных строительных, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 41. Структура объема производства битумов нефтяных дорожных и битумов нефтяные строительных, кровельных, изоляционных и аналогичных по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 42. Структура объема производства битумов нефтяных и сланцевых, не включенных в другие группировки, прочих по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 43. Динамика объема производства топлива дизельного класса 2, 3, 4, 5, 2011—2014

    Диаграмма 44. Динамика объема производства топлива дизельного класса 2, 3, 4, 5, 2015—2017П

    Диаграмма 45. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного класса 2 и класса 3, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 46. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного класса 4 и класса 5, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 47. Структура объема производства топлива дизельного класса 2 и класса 3 по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 48. Структура объема производства топлива дизельного класса 4 и класса 5 по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 49. Динамика объема производства топлива дизельного арктического и топлива дизельного зимнего, 2010— 2017П

    Диаграмма 50. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного зимнего и арктического, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 51. Структура объема производства топлива дизельного зимнего и арктического по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 52. Динамика объема производства топлива дизельного летнего, топлива дизельного прочего, 2010—2017П

    Диаграмма 53. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного летнего, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 54. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного летнего и прочего, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 55. Структура объема производства топлива дизельного летнего и прочего по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 56. Динамика объема производства мазутов, 2010—2017П

    Диаграмма 57. Помесячная динамика объема производства мазута топочного и флотского, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 58. Помесячная динамика объема производства мазута прочего, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 59. Структура объема производства мазута топочного и флотского по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 60. Структура объема производства мазута прочего по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 61. Динамика объема производства резины регенерированной, 2010— 2017П

    Диаграмма 62. Помесячная динамика объема производства резины регенерированной, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 63. Структура объема производства резины регенерированной по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 64. Динамика объема производства кокса, 2010—2017П

    Диаграмма 65. Помесячная динамика объема производства кокса кальцинированного нефтяного и сланцевого и кокса некальцинированного нефтяного и сланцевого, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 66. Помесячная динамика объема производства кокса некальцинированного нефтяного, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 67. Помесячная динамика объема производства кокса кальцинированного нефтяного, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 68. Структура объема производства кокса кальцинированного нефтяного и сланцевого и кокса некальцинированного нефтяного и сланцевого по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 69. Структура объема производства кокса некальцинированного нефтяного по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 70. Динамика объема производства масел нефтяных, 2010—2017П

    Диаграмма 71. Помесячная динамика объема производства масел нефтяных смазочных и масел нефтяных различного назначения, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 72. Помесячная динамика объема производства масел нефтяных смазочных; дистиллятов тяжелых, не включенных в другие группировки, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 73. Структура объема производства масел нефтяных смазочных и масел нефтяных смазочных различного назначения и сланцевого по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 74. Динамика объема производства кокса нефтяного, битума нефтяного и прочих остатков нефтепереработки, 2012—2017П

    Диаграмма 75. Помесячная динамика объема производства кокса нефтяного, битума нефтяного и прочих остатков нефтепереработки, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 76. Структура объема производства кокса нефтяного, битума нефтяного и прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 77. Динамика объема производства ацетона синтетического, 2010—2017П

    Диаграмма 78. Динамика объема производства керосина, включая топливо реактивное керосиновое, и керосинов осветительных, 2010—2017П

    Диаграмма 79. Помесячная динамика объема производства керосинов технических и топлива реактивного керосинового типа, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 80. Структура объема производства керосина, включая топливо реактивное керосиновое, по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 81. Структура объема производства керосина осветительного по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 83. Динамика средних цен производителей бензина, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 84. Динамика средних цен производителей ацетона синтетического, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 86. Динамика средних цен производителей битума, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 88. Динамика средних цен производителей топлива реактивного керосинового типа, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 89. Динамика средних цен производителей на газовый конденсат, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 90. Динамика средних цен производителей газового конденсата, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 91. Динамика средних цен производителей на кокс нефтяной и сланцевый, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 92. Динамика средних цен производителей кокса нефтяного, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 93. Динамика средних цен производителей на мазут топочный, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 94. Динамика средних цен производителей на мазут топочный, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 95. Динамика средних цен производителей на масла нефтяные, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 96. Динамика средних цен производителей на масла различных видов, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 97. Динамика средних цен производителей на резину регенерированную, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 98. Динамика средних цен производителей на резину регенерированную, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 99. Динамика средних цен производителей на топливо дизельное, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 100. Динамика средних цен производителей на топливо дизельное, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 101. Динамика объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 102. Динамика объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 107. Динамика объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 108. Динамика объема импорта прочих остатков нефтепереработки, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 109. Помесячная динамика объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 110. Помесячная динамика объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 111. Помесячная динамика объема импорта масел смазочных и прочих, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 115. Помесячная динамика объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 116. Помесячная динамика объема импорта прочих остатков нефтепереработки, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 117. Топ-20 стран-импортеров бензинов автомобильных, моторных и прочих, 2016

    Диаграмма 119. Топ-20 стран-импортеров масел смазочных и прочих, 2016

    Диаграмма 122. Топ-20 стран-импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных, 2016

    Диаграмма 124. Структура объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 125. Структура объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 126. Структура объема импорта масел смазочных и прочих по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 127. Структура объема импорта кокса нефтяного по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 128. Структура объема импорта битума нефтяного по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 129. Структура объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 130. Структура объема импорта прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 131. Динамика объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 132. Динамика объема экспорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 137. Динамика объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 138. Динамика объема экспорта прочих остатков нефтепереработки, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 139. Помесячная динамика объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 140. Помесячная динамика объема экспорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 141. Помесячная динамика объема экспорта масел смазочных прочих, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 145. Помесячная динамика объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальтов, смесей битумных, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 146. Помесячная динамика объема экспорта прочих остатков нефтепереработки, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 147. Топ-20 стран по экспорту бензинов автомобильных, моторных и прочих из России, 2016

    Диаграмма 148. Топ-20 стран по экспорту керосина, топлива реактивного и прочего керосина из России, 2016

    Диаграмма 149. Топ-20 стран по экспорту масел смазочных и прочих из России, 2016

    Диаграмма 150. Топ-20 стран по экспорту мазута из России, 2016

    Диаграмма 152. Топ-20 стран по экспорту битума нефтяного из России, 2016

    Диаграмма 153. Топ-20 стран экспорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных из России, 2016

    Диаграмма 155. Структура объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 156. Структура объема экспорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 157. Структура объема экспорта масел смазочных и прочих по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 158. Структура объема экспорта мазута по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 159. Структура объема экспорта кокса нефтяного по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 160. Структура объема экспорта битума нефтяного по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 161. Структура объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальтов, смесей битумных по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 162. Структура объема экспорта прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 164. Динамика финансовых показателей компании «Газпром», 2013—1q2017

    Диаграмма 165. Распределение добычи товарных углеводородов компанией «ЛУКОЙЛ», 2016

    Диаграмма 166. Динамика финансовых показателей компании «ЛУКОЙЛ», 2012—1h2017

    Диаграмма 167. Динамика финансовых показателей компании «Роснефть», 2012—1h2017

    Диаграмма 168. Динамика финансовых показателей компании «Сургутнефтегаз», 2011—2016

    Диаграмма 169. Динамика финансовых показателей компании «Транснефть», 2011—1h2017

    Диаграмма 170. Добыча нефти компанией «Татнефть» по крупнейшим месторождениям, 2016

    Диаграмма 171. Динамика финансовых показателей компании «Татнефть», 2012—1h2017

    Диаграмма 172. Динамика финансовых показателей компании «НОВАТЭК», 2010—1h2017

    Диаграмма 173. Динамика финансовых показателей АНК «Башнефть», 2011—1h2017

    Диаграмма 174. Динамика финансовых показателей компании «Новый Поток», 2014—2016

Другие исследования по теме

Название исследования Цена, руб.
Маркетинговое исследование рынка нефтесервисных услуг

Регион: Россия

Дата выхода: 01.06.18

275 000
Российский рынок СУГ (сжиженных углеводородных газов): итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 20.09.17

75 000
Российский рынок СЖТ (синтетических жидких топлив): итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 10.09.17

75 000
Обзор российского рынка нефтепродуктов 2017г.

Регион: Россия

Дата выхода: 13.06.17

52 500

Еще одной причиной снижения активности на рынке является недостаточное выделение средств дорожникам, причем ситуация по прогнозам игроков не изменится до конца июля, то есть - до окончания ЧМ.
Основные работы в этом году, по всей видимости, будут проводиться в августе-сентябре, и соответственно в этот период стоит ожидать пика цен на битумном рынке.
Что касается цен продукта на заводах, то они сохранились.
Так, например, по одной из наиболее привлекательных цен в ПФО реализуется продукт с завода «Газпром нефтехим Салават» - 15 500 руб./т (а/т) и 14 500 руб./т (ж/д). Прежней сохраняется стоимость ресурса на Нижнекамском НПЗ у компании «ТАИФ-НК» - 16 700 руб./т (а/т). На Орском НПЗ у компании «ФортеИнвест» цена ресурса с отгрузкой автотранспортом ниже на 700 рублей - 16 000 руб./т, стоимость ж/д партий сохранилась на отметке 15 000 руб./т.
На Юге России стоимость ресурса также сохранилась на прежних значениях. По одной из наиболее привлекательных цен реализуется ресурс с Краснодарского НПЗ - 15 500 руб./т. Значительно выше цена на заводах в Саратове и Волгограде. Так, стоимость БНД на Саратовском НПЗ составляет 18 100 руб./т.
В Центральной части России по одной из наиболее привлекательных цен предлагается продукт с завода в Киришах, но объемы здесь ограничены, и как сообщают игроки, продукт к трейдерам не попадает. Поэтому основной производственной площадкой стал Московский НПЗ, где сегодня стоимость БНД составляет 17 100 руб./т. Дороже продукт на Рязанской НПК - 17 700 руб./т.
Наиболее высокая цена наблюдается в Нижегородской области на НОРСИ. Здесь битум реализуется автотранспортом по 19 750 руб./т.
В СФО стоимость на заводах также варьируется. По наиболее привлекательной цене предлагается БНД с Омского НПЗ - 18 400 руб./т при реализации по а/т и 18 000 руб./т при реализации по ж/д. Дороже ресурс на заводах в Ачинске и Ангарске.
Наиболее высокая стоимость продукта в восточной части страны - на Хабаровском НПЗ (ДФО), 25 500 руб./т.
Стоимость ПБВ на этой неделе, как и стоимость БНД, в целом сохранилась. Так, «Газпромнефть-Битумные материалы» продолжает реализацию продукта по 26 800 руб./т, «РН-Битум» - по 26 200 руб./т.
Не дорожал продукт и у независимых производителей. Компания «Техпрогресс» сохраняет цену на уровне 26 400 руб./т. Стоимость ПБВ у компании «Петро-Хим Технологии» сегодня держится на отметке в 25 900 руб./т. Компания «ТехноНИКОЛЬ» сохранила ценник ПБВ на производственных площадках в Воскресенске и Выборге на отметках 28 000 и 31 100 руб./т соответственно.
Но нашлись игроки, которые цену на неделе повысили. Так, компания «Битумное производство» с производственной площадки в Кстово реализует продукт на 1 500 рублей дороже, по 28 000 руб./т.
Динамика цен ПБВ отражает изменения цен сырья на рынке с небольшим временным лагом, но на следующей неделе игроки 19 числа планируют повысить стоимость ПБВ после удорожания БНД.
На текущей неделе стоимость топочного мазута на заводах России преимущественно снижалась, исключением стал только Омский НПЗ, где отмечено повышение цены.
На уфимской группе НПЗ за недельный период продукт подешевел на 100 рублей, до 15 800 руб./т.
На 300 рублей понизилась стоимость продукта на Саратовском НПЗ, до 18 300 руб./т.
На самарской группе НПЗ стоимость ресурса понизилась на 600 рублей, до 17 800 руб./т.
На Рязанской НПК стоимость М-100 снизилась на 700 рублей, до 18 200 руб./т.
На заводе в Ярославле стоимость мазута снизилась на 1 200 рублей и составляет 17 500 руб./т.
Наиболее ощутимое понижение цены произошло на Московском НПЗ - 1 600 рублей, до 17 200 руб./т.
На Ачинском НПЗ М-100 подешевел на 800 рублей, до 17 200 руб./т.
На Омском НПЗ стоимость продукта повысилась на 300 рублей, до 17 200 руб./т.
Прежней осталась цена на Ангарском НХК, мазут реализуется по 19 300 руб./т.

Научное направление изучения структуры и организации рынков рассматривает концентрацию рыночной власти и ее влияние на конкурентную среду, как на национальном, так и на региональном рынках. Представителями этой школы были разработаны методы определения размеров рынков и географических границ рынков, изучена система факторов, определяющих структуру рынка, которые послужили основой для анализа конкурентной среды отраслевых рынков.

Количественными показателями, наиболее часто применяемыми для оценки структуры товарного рынка, являются:

1) численность продавцов, действующих на данном рынке;

2) степень однородности выпускаемой продукции;

3) доли, занимаемые продавцами на данном рынке;

4) показатели рыночной концентрации.

Численность продавцов, действующая на товарном рынке, позволяет определить, к какому типу структуры относится изучаемый отраслевой рынок: монополии, олигополии, монополистической конкуренции либо чистой конкуренции. Характеристика степени дифференциации выпускаемой продукции от товаров конкурентов, наиболее важна для выявления того, к какому типу олигополии относится отраслевой рынок: недифференцированной олигополии, когда выпускаемые отраслевыми предприятиями товары должны соответствовать строго определенным стандартам качества, либо дифференцированной олигополии, наиболее часто встречающейся на рынке потребительских товаров.

Рыночная доля отражает результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования предприятия на рынке. Большая доля на рынке недифференцированной олигополии означает, что фирма лидер, вследствие действия эффекта масштаба и эффекта опыта, работает на рынке с наименьшими издержками и определяет степень рентабельности по всей отрасли посредством контроля над уровнем цен на рынке. Таким образом, исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе.

Рынок нефтепродуктов относится к рынкам недифференцированной олигополии, поскольку НПЗ должны производить топливо в соответствии с существующими едиными для всех предприятий стандартами. Основными товарными продуктами, производимыми на НПЗ, являются следующие виды топлива: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут. Помимо этого на части отечественных НПЗ производится дорожный битум, широкая фракция углеводородов, а также прямогонный бензин, являющиеся сырьем для нефтехимических производств.

На настоящий момент структура производства и реализации автобензинов российскими НПЗ характеризуется следующими показателями. (Табл.1.2.) Составлено автором по статистическим сборникам инфо ТЭК консалт Нефтехимия и нефтепереработка Т.1-3. за 2006,2005,2004, 2003 года НПЗ «КраснодарЭконефть» и Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод не вошли в данную выборку, поскольку в номенклатуре выпускаемой продукции данных заводов присутствует только прямогонный бензин, а автомобильные бензины в рассматриваемый период не выпускались.

Таблица.1.3. Реализация автомобильных бензинов НПЗ России на внутреннем рынке в 2002-2005 году

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Всего поставлено в Россию

Как видно из представленных данных объемы потребления бензина в России колеблются в пределах 2-5%. Снижение объемов потребления бензина в 2003 году было, на наш взгляд, обусловлено значительным ростом цен на топливо, вызванное ростом цены на сырую нефть. Незначительный рост потребления бензина в 2004 году вопреки стремительному росту количества автовладельцев объясняется, на наш взгляд, сокращением количества автомобилей с высоким уровнем расхода топлива на единицу пробега. Полученная динамика потребления опровергает мнения аналитиков предвещающих дефицит бензина, хотя подобные утверждения встречаются в отечественной периодической печати. Так по мнению вице-президента Лукойла Л.Федуна: «Если не будут развиваться нефтеперерабатывающие мощности, то возникнет дефицит и России придется импортировать бензина все больше и больше, чтобы удовлетворить спрос на рынке» Баскаев К. «Бензиновая лихорадка»// Нефть России №3, 2006 .-с.76. По его словам в России необходимо увеличить производство бензина на 4-5 млн. тонн в год. Аналогичный дефицит бензина прогнозирует в 2007-2008 году К.Баскаев обосновывая его ростом числа автомобилей Баскаев К. «Бензиновая лихорадка»// Нефть России №3, 2006 .-с.78. Однако, даже в случае стремительного роста потребления бензина на внутреннем рынке, значительным резервом характеризуется экспорт автобензина. Согласно нашим расчетам в 2002 году экспорт бензина составил 16%, 2003 году экспорт бензина составил 19% от общего объема выпуска, а в 2004 году -18%. При этом экспорт нефтепродуктов для большинства НПЗ находящихся в центре России, менее рентабелен по сравнению с реализацией на внутреннем рынке. Поэтому в случае роста потребления автобензина в России, нефтяные компании без ущерба для себя сократят экспорт и переориентируют сбытовую политику. Кроме того, следует учитывать тот факт, что загрузка производственных мощностей отечественных НПЗ составляет в среднем 70%, т.е. при увеличении спроса на автобензин предприятия имеют определенный резерв. Поэтому, по нашему мнению, нет необходимости во введении в строй новых нефтеперерабатывающих мощностей ориентированных на переработку 4-5 млн. тонн. На наш взгляд, целесообразно не вводить в строй новые заводы, а наращивать мощности вторичных процессов, позволяющих углубить переработку и производить большее количество качественного автомобильного бензина из того же объема перерабатываемой нефти.

Помимо нефтеперерабатывающих заводов нефтепродукты производятся на газоконденсатных заводах ОАО «Газпром», совокупные мощности заводов Газпрома рассчитаны на переработку 8,2 млн. тонн нефтяного сырья. РосБизнесКонсалтин. Нефтеперерабатывающая промышленность. Обзор отрасли.-2003. Традиционно нефтеперерабатывающие предприятия «Газпрома» рассматриваются отдельно от остальных российских НПЗ. На заводах «Газпрома» ведется переработка газового конденсата, сырья по качественному составу значительно превосходящему нефть. Это позволяет на данных заводах получать 85% светлых нефтепродуктов с тонны переработанного сырья, тогда как средний показатель для российских НПЗ, как было указано нами ранее, составляет от 45 до 54%.

Производство топлив ведется также на мини-НПЗ. В настоящий момент их количество насчитывает порядка 40-50 установок с мощностью от 20 до 500 тыс. тонн перерабатываемой нефти в год. Количество мини-НПЗ в России ежегодно растет. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, большая часть заводов в России принадлежит нефтяным компаниям, перерабатывающим собственную нефть. Малые нефтяные компании могут поставлять нефть на переработку преимущественно на башкирские заводы, Московский НПЗ, Ярославнефтеоргсинтез, вокруг которых и сосредоточен относительно свободный рынок нефтепродуктов. Из чего видно, что независимая переработка сконцентрирована в Приволжском и Центральном федеральном округе, в то время как нефтедобыча постепенно сместилась в Уральский и Сибирский федеральные округа. Это обусловило стремительный рост количества мини-НПЗ, в регионах Западной и Восточной Сибири. Появление мини-НПЗ с одной стороны продиктованы рынком и способствуют снижению уровня концентрации и росту конкуренции между производителями топлив. Однако топлива, вырабатываемые на мини-НПЗ, являются низкокачественными. На данных установках реализуется первичная разгонка нефти, позволяющая отобрать небольшую долю ценных светлых фракций. Дальнейшая переработка тяжелого остатка на подобных заводах не производится и сырье, содержащее значительную долю светлых, чаще всего экспортируется за рубеж, где из него на современных НПЗ выделяют фракции для производства дизельного топлива и керосина. Получаемое на мини-НПЗ топливо в связи с отсутствием процессов вторичной переработки не соответствует современным стандартам качества, это высокосернистое дизельное топливо и низкооктановый бензин. Таким образом, ни о каком соответствии современным ежегодно ужесточающимся стандартам по качеству моторных топлив речи не идет. Соответственно, мы считаем, что подобная конкуренция со стороны мини-НПЗ, основанная на производстве низкокачественных дешевых топлив, отрицательно воздействует на инновационную активность крупных нефтеперерабатывающих предприятий. Мы не разделяем положительной оценки появления мини-НПЗ данной специалистами РосБизнесКонсалтинг, поскольку считаем, что внедрение дорогостоящих вторичных облагораживающих процессов на мини-НПЗ будет скорее исключением, чем распространенной практикой. Таким образом, строительство подобных НПЗ стоимостью от $100млн до $650млн в Свердловской, Новосибирской, Магаданской, Орловской областях является неграмотным инвестиционным решением. В условиях ужесточения экологических стандартов по содержанию ароматических углеводородов, серы в моторных топливах большая часть мини-НПЗ вынуждена будет закрыться, в силу отсутствия финансовых ресурсов на внедрение вторичных процессов.

Для оценки уровня конкуренции интерес представляет динамика распределения долей рынка предприятий на российском рынке сбыта бензинов.(Табл.1.4.)

Таблица 1.4. Доля рынка НПЗ и ВИНКов на рынке автомобильных бензинов в России Рассчитано автором по статистическим сборникам инфо ТЭК консалт Нефтехимия и нефтепереработка Т.1-3. за 2006,2005,2004, 2003 года

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

По рассчитанным долям рынка мы видим, что основным поставщиком на российском рынке автомобильных бензинов является ЮКОС (20% в 2004 и 2005 году) вопреки расхожему мнению, что позиции лидера российской нефтепереработки занимает компания Лукойл. Таким образом, мы можем заключить, что Лукойл, имея наибольшие объемы перерабатываемой нефти, значительную долю нефтепродуктов экспортирует.

Как видно из представленных данных, доли рынка большинства компаний в 2003 и 2004 году сократились за счет роста сбыта двух крупнейших игроков на российском рынке нефтепереработки- ЮКОСа - прирост рынка-1,6% и Лукойла- прирост рынка- 0,4%. Представляет интерес тенденция сокращения объемов переработки третьего крупнейшего конкурента(совокупная доля рынка порядка 16%), обслуживающего преимущественно независимых переработчиков- группы заводов Башнефтехима, а также Салаватнефтеоргсинтеза. Так, мы видим ежегодное сокращение их доли рынка на 1,5%. Это косвенно свидетельствует о том, что в России растет количество автозаправок крупных ВИНК, в то время как, темпы прироста независимых заправочных станций невелик. Таким образом, происходит постепенное вытеснение независимых АЗС и соответственное усиление позиций крупнейших российских ВИНК на розничном рынке автобензина в России. Это, на наш взгляд, является причиной роста доли рынка ТНК, Лукойла, Роснефти и долей рынка заводов Газпрома - Омского и Московского НПЗ.

Вторым наиболее ликвидным продуктом отечественной нефтепереработки является дизельное топливо. Основными потребителями дизельных топлив на российском рынке являются автомобильный транспорт с высокой грузоподъемностью, речные и морские суда.

Ассортимент дизельных топлив, поступающих на рынок достаточно широк, хотя, в конечном счете, все дизельные топлива могут быть объединены в две группы: летнее дизельное топливо и зимнее дизельное топливо. Внутри каждой из групп выделяют дизельные топлива с содержанием серы от 0.05 до 0.5% вес.

Таблица 1.5. Требования к качеству дизельных топлив.

Дизтопливо, производимое по ГОСТу 305-82, является наиболее распространенным на сегодняшний день в России. Качество летнего дизельного топлива согласно данному стандарту указано в табл. 1.5. Помимо дизельного топлива, соответствующего ГОСТу 305-82 , в Москве и других крупных городах России используется специальное «городское дизельное топливо» с максимальным содержанием серы не выше 500 ррм вес. Существуют планы по изменению стандартов на содержание серы в российских дизельных топливах: по снижению уровня ее содержания до 500 или 350 ррм вес, но до сих пор они пока не были утверждены российским парламентом. Что касается стран Европейского Союза, то Европарламент утвердил в странах членах ЕС стандарт на содержание серы в дизельном топливе с 1 января 2005 года не более 50 вес.ррм и не более 10 вес.ррм с 2008 года. Уже сейчас, благодаря системе поощрительного налогообложения, в нескольких крупных европейских странах производятся экологически чистые дизельные топлива с содержанием серы не более 10 ррм вес. по стандарту 2008 года. В США Управление по охране окружающей среды предложило снизить к 2006 году среднее содержание серы до 15 ррм вес., а к 2008 году, также как и в странах ЕС, не более 10 ррм вес. Данное ужесточение норм по содержанию серы в топливах в развитых странах обусловлено чрезвычайно губительным воздействием диоксида серы на здоровье человека.

Кроме летнего и зимнего дизельного топлива на российском рынке выделяют также топливо арктическое и экспортное. В России с ее более суровыми климатическими условиями и холодными зимами фактическое соотношение производимых зимних и летних марок дизельных топлив меньше, чем в Канаде и ряде европейских стран со схожим климатом, например, скандинавскими странами. У нас суммарное производство дизельных топлив арктического и зимнего в общем объеме выпуска составляет 12-13%, у них 20-25%.Балукова В.А., Залищевский Г.Д., Колесов М.Л., Садчиков И.А., Сомов В.Е.. Стратегический анализ технической реструктуризации предприятия / Под ред. В.Е. Сомова.-СПб.: СПбГИЭУ,2001.-с.150 Потребности же в зимнем и арктическом топливе России составляют 35% от общего объема потребляемых дизельных топлив, т.е. в 2,5-3 раза выше. Балукова В.А., Залищевский Г.Д., Колесов М.Л., Садчиков И.А., Сомов В.Е.. Стратегический анализ технической реструктуризации предприятия / Под ред. В.Е. Сомова.-СПб.: СПбГИЭУ,2001.-с.150 В России выработка зимних дизельных топлив связана с высоким расходом керосиновых фракций, т.е. ресурсов более дорогостоящих на мировых рынках реактивных топлив, что и обуславливает небольшую выработку данного топлива.

В России как видно по рис.1.2. потребление дизельного топлива с 1999 по 2001 год ежегодно сокращалось. По мнению аналитиков, это происходило по причине роста цен на данный энергоресурс. Однако в 2002 года данная тенденция была преодолена, и потребление дизельного топлива в период с 2002 по 2005 год колебалось в пределах 3-1,5%. В 2005 году произошло резкое 10% увеличение потребления дизельного топлива. Это обусловлено, на наш взгляд, ростом грузооборота автомобильного транспорта сопряженного с увеличением тарифов на железнодорожный транспорт.

Рисунок 1.2. Динамика потребления дизельного топлива на внутреннем рынке России

В Российской Федерации основным потребителем дизтоплива является грузовой автотранспорт, на долю которого приходится около 30% всех поставок. Крупный сегмент рынка также составляют сельское хозяйство и автобусные перевозки (по 17-19%). На долю остальных приходится около 30% сюда включено потребление железнодорожным и водным транспортом, а также потребление дизтоплива энергетическими компаниями. Доля дизельного топлива, потребляемая населением -28%, а доля бензина, реализуемого на внутреннем рынке населению-76%. Таким образом, мы склонны утверждать, что спрос на бензин будет характеризоваться большей эластичностью в сравнении с дизельным топливом.

Объемы поставок дизельного топлива крупными НПЗ России представлены в таблице 1.6.

Таблица 1.6. Реализация дизельного топлива нефтеперерабатывающими заводами России на внутреннем рынке в 2002- 2005 году

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Всего поставлено в Россию

Как видно из таблицы 1.6 основными поставщиками дизельного топлива в России являются группы компаний Лукойла, ЮКОСа и Башнефтехима. В совокупности российскими НПЗ в 2002 году было произведено 50215,1 тыс.тонн дизельного топлива, в 2003 году 52523,4 тыс.тонн и в 2004 году- 53762,9 тыс.тонн, в 2005 году 60068,7 тыс.тонн топлива. Вычтя долю поставок в Россию мы видим, что в 2002 году было экспортировано 47% произведенного дизельного топлива, в 2003 году 46,3% произведенного топлива, в 2004 году 48,1%, в 2005 году - 49,2% произведенного россйискими НПЗ топлива. Основным экспортным рынком является Северо-Западная Европа (около 60-70%). Вторым по значимости является рынок Средиземноморья (~20-30%) и третьим - Сингапурский рынок (~ 8%). Доля остальных рынков незначительна.

Лидером по объемам производства дизельного топлива является компания Лукойл, однако, как показали результаты расчетов долей внутреннего рынка, приведенные в табл.1.7 наибольшую долю российского рынка дизельного топлива по-прежнему занимает ЮКОС. За исследуемых четыре года наиболее значительное сокращение доли рынка произошло у Лукойла на 5,5% и, соответственно, выросли доли рынка ЮКОСа на 6,1%, Роснефти и Московского НПЗ на 3,8%.

Таблица 1.7. Доля рынка ВИНКов на внутреннем рынке дизельного топлива

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез


Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Проведенный анализ показал, что формально между нефтеперерабатывающими предприятиями и нефтяными компаниями идет интенсивная конкуренция, и поводов возбуждения расследований ФАС России нет. Однако роста инновационной активности, присущей конкурентным отношениям крупных интегрированных объединений также не наблюдается. Мы считаем, в данном случае антимонопольные органы избегают правильного определения географических границ товарного рынка. Согласно порядку определения границ товарного рынка Приказ государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 20 декабря 1996 г. №169 об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. при определении географических границ рынка, учитываются следующие факторы:

Возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

Доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

Незначительность* транспортных расходов на перемещение

покупателя к продавцу и т.д.;

Исходя из приведенных условий, мы видим, что в качестве географических границ товарного рынка рассматривать единый внутренний рынок нефтепродуктов России ошибочно, поскольку рынок автобензина относится к потребительскому розничному рынку. Очевидно, что условиям незначительности транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцам соответствуют только локальные рынки или как минимум региональные рынки. Все выше перечисленное обусловило необходимость изучения структуры именно региональных рынков сбыта для выявления реальной конкуренции между нефтеперерабатывающими компаниями России.











Нефтяная промышленность России играет важную роль, как в экономическом развитии страны, так и на мировом рынке. Это многоотраслевой комплекс, осуществляющий на всей территории России работы по поиску и разведке новых месторождений нефти, строительству скважин, добыче и магистральному транспорту нефти и попутного газа, их переработке и реализации, производству и ремонту нефтяного оборудования.

Россия располагает значительными ресурсами нефти - примерно 13% всех мировых запасов нефти. Их оценочная себестоимость составляет 4,5 трлн. долл. США.

Нефть является одним из основных экспортных товаров России. Быстрый рост добычи нефти и крупномасштабный нефтяной экспорт многие годы фактически обеспечивали функционирование и развитие неэффективных секторов российской экономики. Однако уже во второй половине 1980-х годов ситуация начала заметно меняться. Максимум добычи нефти в России (570 млн. т) был достигнут в 1988 г. В последующие годы наблюдалось быстрое падение добычи нефти. В 2000 г. добыча нефти составила немногим более 300 млн. т. Основными причинами падения добычи нефти в России являются: отработка старых месторождений, прежде всего в пределах Волго-Уральской нефтегазоносной провинции; отставание с внедрением новых производственных мощностей; техническая отсталость отрасли; разрыв хозяйственных связей со странами СНГ, где остались основные предприятия, производящие нефтяное оборудование; нехватка инвестиций, в то время как резко осложнились горно-геологические условия добычи. Низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих предприятий.

В настоящее время Россия занимает 3-е место в мире по добыче нефти после Саудовской Аравии и США.

Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращением объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместным переходом на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.

Нефтедобывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно-Сибирской (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печорской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.

Основным нефтедобывающим районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стране территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.

Перспективные районы добычи нефти в России - шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличивать объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубины под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча нефти в Арктике на шельфе около острова Колгуев (Песчаноозерское месторождение).

Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

В Российской Федерации создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык - Курган - Альметьевск, Нижневартовск - Самара; Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Анжеро-Судженск; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент; Александровское - Анжеро-Судженск; Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Альметьевск - Самара - Брянск - Мозырь - Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Словакия; Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением от Нижнего Нов города на Ярославль - Кириши, и др.

В ближайшие годы на территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.

По информации газеты «Известия» от 09.02.04 доли основных производителей бензина и дизельного топлива в РФ распределились следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Основные производители нефтепродуктов в РФ в 2003 г.

Из таблицы видно, что данный рынок на сегодняшний день по числу операторов является рынком монополистической конкуренции. Однако тот факт что 5 компаний производят 73,7% бензинов и 70,7% дизельного топлива дает повод рассматривать отрасль и как олигополистическую. Это обусловлено высокими входными барьерами в отрасль. Для организации бизнеса в области нефтедобычи и нефтепереработки требуются очень большие капитальные вложения. Для оптовой продажи нефтепродуктов эти затраты уже гораздо ниже. Для розничной же торговли с АЗС они минимальны и вполне сопоставимы с открытием частного магазина розничной торговли, какими либо видами товаров. Таким образом, и количество рыночных контрагентов при продвижении по этой иерархической лестнице будет увеличиваться (что впрочем, справедливо для любой отрасли экономики). Однако в нефтяной отрасли дело обстоит не совсем так. Главным направлением начавшейся после распада СССР в 1991 г. реформы нефтяного комплекса стало создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, работающих по принципу "от скважины - до бензоколонки". НК ЮКОС и «ЛУКОЙЛ» являются типичными представителями таких вертикально интегрированных структур. Соответственно, владея огромными сетями АЗС - порядка нескольких тысяч, они имеют значительную рыночную власть и могут оказывать большое влияние на формирование рынка розничных продаж ГСМ. Здесь следует указать, что зарубежные нефтяные компании в свое время (около 30-40) лет назад также прошли в своем становлении этот этап и сейчас большей частью представляют собой именно такие структуры.

Однако на сегодняшний день ситуация с НК ЮКОС складывается чрезвычайная. Так, согласно официального заявления от 28.05.2004, НК ЮКОС предупредила своих кредиторов и акционеров о возможном банкротстве компании до конца 2004 г. Это заявление было вызвано недавним решением Арбитражного суда Москвы о взыскании с ЮКОСа долга в размере свыше 99,3 млрд. руб. По оценкам аналитиков, технически банкротство, о котором говорят в компании, вполне реально. Помимо налоговых претензий за 2000 г., государство может существенно увеличить сумму иска, выдвинув ЮКОСу претензии за более поздний период. В ЮКОСе намерены оспаривать решение суда о выплате налогов в высших судебных инстанциях, а пока ждут снятия ареста с активов, чтобы в случае отклонения апелляции реализовать их часть для удовлетворения иска налоговиков.

В середине апреля по результатам повторной налоговой проверки ОАО «НК «ЮКОС» за 2000 г. заместитель министра по налогам и сборам РФ Игорь Голиков вынес решение, предусматривающее начисление налогов, пеней и штрафов на общую сумму 99,38 млрд. руб. Параллельно Федеральная налоговая служба (ФНС, бывшее Министерство по налогам и сборам) РФ обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ЮКОСа предусмотренных решением сумм и с ходатайством об обеспечении иска. Все попытки ЮКОСа оспорить иски ФНС пока ни к чему не привели. В апреле в обеспечение иска ФНС РФ к НК ЮКОС Арбитражный суд Москвы принял решение запретить компании отчуждать любое имущество, в том числе и акции. Московский арбитражный суд удовлетворил иск ФНС к НК ЮКОС и обязал компанию выплатить налоговикам 99,38 млрд. руб.

Аналитики считают, что технически банкротство компании к концу этого года вполне вероятно. При этом речь идет не только о налоговых претензиях ФНС по результатам проверки за 2000 г., но и о возможных новых налоговых претензиях к компании. Государство в любой момент может существенно увеличить сумму иска, выдвинув ЮКОСу претензии и за 2001 г. По оценкам специалистов, государство в любой момент может увеличить сумму иска еще примерно на 3 млрд. долл.

В самой компании заявили, что намерены продолжать судебные разбирательства. Пока же компания ждет решения властей по снятию ареста с ее активов и в случае отклонения апелляции по существу претензий МНС готова реализовать часть ликвидного имущества для удовлетворения иска налоговиков. По мнению аналитиков, в компании надеются на то, что МНС может пойти навстречу ЮКОСу и принять его план выплаты налоговых претензий по частям.

За период 1999 - 2003 г.г. рынок нефтепродуктов РФ пережил значительное повышение цен на бензин. Это было вызвано общемировыми тенденциями роста цен на нефть. Более высокий уровень коммерческой прибыльности экспортных операций с нефтепродуктами относительно их реализации на внутреннем рынке (с учетом несвоевременных расчетов за поставленную продукцию и неплатежей) всячески подталкивали нефтяные компании к наращиванию экспортных поставок нефтепродуктов. Уже к началу лета 2002 г. удельный вес экспорта автомобильного бензина к общему объему производства скачкообразно вырос с 14% до более 41%, дизельного топлива - с 52% до 61%, а мазута - с 45% до 81%.

За 2002 г. по оценкам специалистов Российского топливного союза дефицит по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок России составил порядка 1 млн. тонн.

За 5 месяцев бензинового кризиса в 2002 г. бензин подорожал в среднем на треть. В 1999 году скачок цен был куда более мощным -- топливо подорожало в 2,4 раза. Однако сырая нефть в 1999 г. подорожала еще больше в 4,9 раза. В начале 2003 г. цена на бензин несколько стабилизировалась. Это, во-первых, обусловлено тем, что на зиму и раннюю весну приходится минимум календарного спроса на горючее со стороны сельского хозяйства и дачников. Кстати, бензиновый кризис 1999г. также завершился в ноябре. Во-вторых, полуторагодичная тенденция устойчивого роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, похоже, исчерпана. Наконец, долларовая цена бензина на внутреннем рынке уже практически сравнялась с мировыми ценами на него.

В октябре 2000 г. специалистами "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза" (дочернего подразделения нефтяной компании «ЛУКОЙЛ») при разработке комплексной программы (концепции), развития на ближайшие десять лет был проведен анализ тенденций, характерных для сегодняшнего рынка нефтепродуктов, и прогноз на будущее.

По оценке специалистов «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» кардинальные изменения ожидают, прежде всего, рынок моторных топлив, причем не только количественные и по ассортименту, но и по качественным характеристикам. Так, потребление автобензина возрастет примерно в полтора раза. Если по факту 1998 года в России потребность в автобензинах различных марок составляла около 24 млн. тонн, то на рубеже 2005 года объем потребления оценивается в 32 млн. тонн, а к 2010 году - более 37 млн. тонн. При этом произойдет значительное увеличение спроса именно на высокооктановые сорта бензина, а потребление низкооктанового бензина - АИ-80 будет существенно сокращаться.

Предположительно на 40 процентов возрастет потребление авиационного керосина - с 31 до 52 млн. тонн. Потребность в смазочных маслах останется практически на том же уровне - 1,2-2 млн. тонн, но будут большие структурные изменения в сторону высококачественных марок масел с улучшенными эксплуатационными свойствами.