Цель занятия.

Студенты должны знать:

1.Систему организации медицинской помощи сельскому населению.

2.Основное содержание и особенности работы лечебно-профилактических учреждений в сельской местности,

3.Современные проблемы сельского здравоохранения и пути их решения.

Основные вопросы темы:

    Структура медико-санитарной сети района и особенности организации медицинской помощи сельским жителям.

2. Сельский врачебный участок, его структура, принципы построения.

3. Участковая больница, её основные задачи и объём деятельности.

    Фельдшерско-акушерский пункт, нормативы его организации и основные задачи.

    Организация лечебно-профилактической помощи на сельском врачебном участке (диспансеризация, обслуживание тружеников села в период полевых работ, производственный принцип обслуживания сельскохозяйственных рабочих).

    Центральная районная больница, её основные функции.

    Управление здравоохранения района (медицинский совет, оргметодкабинет ЦРБ, районные специалисты, формы и методы их работы).

    Областная больница, её структура и основные функции.

Основной особенностью системы оказания медицинской помощи жителям села является её этапность. Лечебно-профилактическая помощь сельскому населению оказывается комплексом медицинских учреждений, начиная от ФАПов до областных (краевых, республиканских) учреждений.

Первый этап. Сельский врачебный участок включает в себя следующие медицинские учреждения: участковую больницу с амбулаторией (поликлиникой) или самостоятельную больницу (врачебную амбулаторию, ФАП, совхозные (колхозные) медицинские профилактории, аптечные пункты, молочные кухни. Все лечебно-профилактические учреждения, входящие в состав сельского врачебного участка, приближают первичную медико-санитарную помощь к сельскому населению и способствуют успешному решению задач по оказанию этой помощи в условиях значительной отдалённости населенных пунктов от районных и центральных районных больниц.

Второй этап . Районные медицинские учреждения : центральная районная и расположенные на территории района так называемые зональные районные больницы с поликлиниками и отделениями скорой и неотложной медицинской помощи, районные диспансеры и другие медицинские учреждения.

Третий этап. Областные медицинские учреждения : областная больница с консультативной поликлиникой и отделением санитарной авиации, диспансеры, стоматологическая поликлиника, психиатрическая больница и др.

Этапность в оказании медицинской помощи сельским жителям преследует цель наиболее полного удовлетворения потребностей населения не только в первичной медико-санитарной помощи, но и по основным видам её и по всем узким специальностям.

УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ .

В настоящее время для 10 территорий области предложена определённая схема организации здравоохранения, в которой каждое лечебно-профилактическое учреждение или группа лечебно-профилактических учреждений представляет собой определённый уровень медицинской помощи (фельдшерско-акушерские пункты – один уровень, врачебные амбулатории – другой, участковые больницы – третий и т.д.).

Наличие тех или иных уровней медицинской помощи, а также их количество для каждого муниципального образования определены с учётом конкретных условий -материально-техническое оснащение лечебных учреждений, кадровый состав, удалённость населённых пунктов от основных лечебно-диагностических баз, потребность и обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими и стационарными видами медицинской помощи.

Конкретные объёмы лечебной и диагностической помощи, которая должна оказываться на ФАПе, в участковой больнице, ЦРБ, городской, областной больнице чётко обозначены в утверждённых Минздравом РФ соответствующих Положениях об этих лечебных учреждениях.

Предложенная уровневая система оказания медицинской помощи направлена на увеличение объёмов амбулаторно-поликлинической помощи, сокращение стационаров и более эффективное использование коечного фонда. Отличительная особенность указанной системы состоит в том, что она определяется индивидуально для каждой конкретной территории области и способствует эффективному контролю за выполнением Программы государственных гарантий по обеспечению населения Иркутской области медицинской помощью.

Предлагаемая схема уровневой организации медицинской помощи, обеспечивает сочетание с одной стороны объёмов лечебной и диагностической помощи для каждого типа лечебно-профилактического учреждения, определённых в соответствующих Положениях Минздрава РФ, с другой – наиболее рациональную для каждого города или района области сеть и структуру учреждений здравоохранения, которые эти объёмы выполняют.

Например,

Усть-Кутский район:

I уровень : ФАП (фельдшерско-акушерские пункты) – 11.

II уровень : Врачебные амбулатории – 5, в том числе пчт. Янталь, пчт.Звездный, с.Ния, с.Ручей, с. Подымахино.

III уровень : Участковая больница на 35 коек.

IV уровень : Центральная районная больница на 265 коек, в том числе отделения: терапия – 30 коек, инфекционное – 30 коек, хирургическое – 27 коек, травматологическое – 27 коек, стоматологическое – 6 коек, родильное и патологии беременности – 45 коек, гинекологическое – 30 коек, неврологическое – 10 коек, дерматологическое – 30 коек, педиатрическое – 30 коек.

Поликлиника. Противотуберкулёзный диспансер на 35 коек.

V уровень : ОКБ.

Братский район:

I уровень : ФАП – 33

II уровень : Врачебные амбулатории – 7, в том числе: пчт. Преображенный;

с. Б-Ока, с.Шумилово, с.Тынкобь, с.Нарагай, с.Турма, с.Чмир.

III уровень : Участковые больницы – 4, в том числе: с.Калтук – 30 коек,

с. Покосное – 25 коек, с. Тангуй – 50 коек, с. Ключи – Булок – 15 коек.

IV уровень : Вихоревская городская больница на 90 коек, в том числе отделения: терапия – 30 коек, инфекционное – 15 коек, родильное – 10 коек, гинекологическое – 15 коек, педиатрическое – 20 коек.

Поликлиника.

Братская Центральная районная больница на 180 коек (терапия – 55 коек, хирургия – 35 коек, травматология – 25 коек, урология – 10 коек, стоматология – 5 коек, гинекология – 25 коек, неврология – 25 коек.).

Поликлиника.

V уровень : ОКБ.

Основными задачами СВУ являются:

    оказание лечебно-профилактической помощи населению,

    внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений медицинской науки и техники и передового опыта работы;

    развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи;

    организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

    проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;

    изучение причин общей заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих с разработкой мер по её снижению;

    организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных), прежде всего детей, подростков, женщин и лиц с повышенным риском заболевания сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими заболеваниями;

    осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними и др.);

    осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания и др.;

    проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулёзом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями;

    организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности, борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками;

    широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения.

Основным лечебно-профилактическим учреждением СВУ является участковая больница . Мощность её зависит от численности и агропромышленных предприятий, радиуса обслуживания, расстояния до районной больницы, ЦРБ, а так же от географических и других местных условий.

Различают четыре категории участковых больниц. Больницы I категории имеют мощность 75-100 коек. В них предусматриваются специализированные койки по терапии, хирургии, акушерству, педиатрии, инфекционным болезням. Такие больницы должны быть хорошо оснащены клинико-диагностическим оборудованием. Больницы II категории (50-70 коек) должны иметь койки по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству, инфекционным болезням. В больницах III категории (на 35-50 коек) предусматриваются койки по терапии для взрослых и детей, хирургии, акушерству и инфекционным болезням. В больницах IV категории (на 25-35 коек) должны быть койки по терапии, хирургии и акушерству.

Фельдшерско-акушерский пункт. Это доврачебное медицинское учреждение, оказывающее медико-санитарную помощь сельскому населению. Медицинский персонал ФАПа осуществляет на закреплённой им территории комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, оказывает больным первую доврачебную помощь на амбулаторном приёме и на дому. Медицинская помощь больным оказывается в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки, под руководством участкового врача.

Основными его задачами являются:

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача, организация патронажа детей и беременных, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Великой Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);

Проведение мероприятий по снижению смертности, в том числе детской и материнской;

Участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населённых пунктов;

Проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактировавших с ними, и лиц с подозрением на инфекционные заболевания;

ФАП находится в ведении сельского Совета народных депутатов, имеет самостоятельную смету, предназначенную для оказания медицинской помощи и проведения профилактической работы на закреплённой территории. Заведующий ФАПом обязан ежегодно (в августе-сентябре) представлять сельскому Совету обоснованную смету по статьям на необходимые для пункта денежные средства на будущий год и добиваться её утверждения. Руководство деятельностью ФАПа осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинён.

Цель: Студенты должны знать систему организации медицинской помощи сельскому населению; структуру и функции сельских медицинских учреждений.

Сеть медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь сельскому населению включает все виды учреждений системы здравоохранения. Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, характер расселения жителей, радиус обслуживания, сезонность работ, воздействие погодных условий при полевых работах, специфические условия трудового процесса, неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий, регионально-нацио­нальные особенности и обычаи, образовательный и культурный уровень и др. влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем, и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи, возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения. Медицинская помощь сельскому населению строится на тех же основных организационных принципах общественного здравоохранения, что и городскому населению.

Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям.

Первый этап - сельский врачебный участок, куда относятся медицинский пункт (МП), врачебная амбулатория (ВА) и участковая больница (УБ). На этом этапе сельские жители получают медицинскую доврачебную и квалифицированную медицинскую помощь (терапевтическую, хирургическую, акушерскую и гинекологическую, стоматологическую и др.).

Второй этап - районные медицинские учреждения, где ведущим учреждением является районная больница (РБ) и центральная районная больница (ЦРБ). Сельские жители получают специализированную медицинскую помощь по основным ее видам. Могут быть межрайонные специализированные центры, диспансеры, центры здоровья и др. Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу. Определяются главные районные специалисты, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационно-методическая работа по специальности.

В каждом районном центре функционирует центр ГСЭН. Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом центра ГСЭН.

Третий этап - областная больница, диспансеры, стоматологическая поликлиника, областной центр ГСЭН и др. На этом этапе оказывается высококвалифицированная медицинская помощь по всем специальностям.



Структура деятельности первичного звена медицинской помощи сельскому населению.

Сельский врачебный участок является звеном первого контакта пациентов в системе медицинского обслуживания. Его основная задача - оказание населению участка доступной квалифицированной врачебной помощи и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Численность населения на участке - от 5000 до 7000 человек. Ближайшим медицинским учреждением, куда обращается сельский житель, является медицинский пункт. МП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 до 1000, а при удаленности более 7 км от населенного пункта - до 500 жителей.

Основными задачами МП являются оказание медицинской доврачебной помощи и проведение санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, снижение заболеваемости и травматизма, повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Фельдшер МП оказывает первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводит прививки, физиотерапевтические мероприятия и др. Акушерка МП проводит амбулаторный прием и оказывает первую медицинскую помощи гинекологическим больным и беременным, проводит учет и акушерский патронаж беременных женщин и рожениц и социальный патронаж женщин, проводит контроль лечения, назначенный акушер-гинекологом, принимает роды у здоровых рожениц.

Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница врачебная амбулатория. Характер и объем медицинской помощи в ВА и УБ определяются их мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Оказание амбулаторной и стационарной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая и травматологическая помощь входят в круг прямых обязанностей врачей участковой больницы, независимо от ее мощности. В штате ВА и УБ в зависимости от ее мощности, численности населения и расстояния до центральной районной больницы могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия).

Главным звеном в здравоохранении сельского района является ЦРБ, которая осуществляет специализированную медицинскую помощь по основным ее видам и организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов, лечебно-диагностические отделения, организационно-методический кабинет, отделение скорой и неотложной медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.).

Организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями района осуществляет оргметодкабинет ЦРБ. В его функции входят: организация плановых выездов врачей-специалистов в сельские участковые больницы для консультаций и оказания практической помощи врачам этих учреждений по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы; изучение основных показателей работы медицинских учреждений района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности, расхождение клинических и патологоанатомических диагнозов и т. д.); разработка и проведение необходимых мероприятий. Возглавляет оргметодкабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационной работе.

Основными критериями оценки эффективности деятельности медицинских учреждений сельского района являются: показатели заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская), первичного выхода на инвалидность, смертности, детской смертности; число жалоб населения и др.

Областная больница оказывает специализированную и высокоспециализированную лечебную помощь, является научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения. Основные ее функции: обеспечение высококвалифицированной, специализированной, консультативной и стационарной медицинской помощью; оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и экстренной медицинской помощи средствами санитарной авиации; руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений области; анализ качественных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений области на основе сводных годовых отчетов; изучение и анализ показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности, разработка мероприятий, направленных на их снижение; проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала.

Структурными подразделениями областной больницы являются: стационар, консультативная поликлиника, лечебно-диагностические отделения, кабинеты и лаборатории, организационно-методологический отдел с отделением медицинской статистики, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи. В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие главные специалисты комитета по здравоохранению (главные хирург, терапевт, педиатр) и внештатные областные специалисты (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями).

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «Power Point».

Литература:

1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана.Алматы, 2006. – 232 с.

2. Конституция Республики Казахстан.1995.

4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

5. О здравоохранении в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. – Алматы: ЮРИСТ, 2004. – 182 с.

6. Сагиндыкова А.Н. Конституционно-правовые проблемы охраны здоровья граждан в Республике Казахстан. – Алматы, 1997. – 167 с.

8. Статистический ежегодник.Казахстан в цифрах.2000-2009гг.

Контрольные вопросы:

1. Основные особенности организации медицинской помощи сельскому населению.

2. Организации, оказывающие медицинскую помощь сельским жителям.

3. Общая характеристика сельского врачебного участка.

4. Фельдшерско-акушерский пункт, его основные задачи.

5. Показатели организационно-методической работы областной больницы.

Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа к организации медицинской помощи сельскому населению.

Таб. 3. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению

Первый этап - учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:

Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населении

Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

Проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;

Повышение санитарно-гигиенической культуры населения.

Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.
Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы - оказание населению первичной медико-санитарной помощи.



Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных.

Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

Глава 12. Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности

Глава 12. Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности

12.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В 2008 г. в сельском здравоохранении Российской Федерации функционировало 1749 центральных районных больниц, 481 участковых больниц, 39 179 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работало 46,2 тыс. врачей и 208 тыс. среднего медицинского персонала.

В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако особый уклад жизни селян, система расселения, низкая (по сравнению с городом) плотность населения, плохое качество, а порой и отсутствие дорог, специфика сельскохозяйственного труда накладывают отпечаток на систему организации медицинской помощи сельским жителям. Это касается типа, мощности, дислокации учреждений здравоохранения, обеспеченности их квалифицированными медицинскими кадрами, возможности получения специализированной медицинской помощи. Эти особенности также диктуют необходимость разработки и введения дифференцированных нормативов по отдельным видам ресурсов. Например, для сельских районов, расположенных на больших территориях с низкой плотностью населения (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток), норматив численности населения для организации фельдшерско-акушерского пункта или центра общей врачебной (семейной) практики должен быть значительно ниже такового на юге страны, где плотность населения выше, населенные пункты расположены близко друг от друга и имеется хорошее транспортное сообщение.

12.2. КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УЧАСТОК

Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа в организации медицинской помощи сельскому населению

(рис. 12.1).

Рис. 12.1. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению

Первый этап - учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:

Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения;

Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

Проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;

Повышение санитарно-гигиенической культуры населения.

Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.

Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям

села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы - оказание населению первичной медико-санитарной помощи.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных. Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

12.3. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА

Второй этап обеспечения медицинской помощью сельского населения - это учреждения здравоохранения муниципального района, а среди них ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). ЦРБ осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.

Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня забо-

леваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 500 коек, а количество специализированных отделений в ней - не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.

Примерная организационная структура центральной районной больницы представлена на рис. 12.2.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАПов осуществляют специалисты центральных районных больниц. Каждый из них, согласно утвержденному графику, выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться межрайонные медицинские центры. Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАПов, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения центральных районных больниц. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации, родильные и гинекологические отделения центральных районных больниц.

Функциональные обязанности медицинского персонала, учетноотчетная документация, расчет статистических показателей деятельности ЦРБ принципиально не отличаются от таковых в городских больницах и АПУ.

Рис. 12.2. Примерная организационная структура центральной районной больницы

12.4. ОБЛАСТНАЯ (КРАЕВАЯ, ОКРУЖНАЯ, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ) БОЛЬНИЦА

Третий этап обеспечения сельского населения медицинской помощью представлен учреждениями здравоохранения субъекта Федерации, а среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.

Областная (краевая, окружная, республиканская) больница - это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме специализированную помощь не только сельским жителям, но и всему населению субъекта РФ. Она представляет собой центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), и является базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы представлена на рис. 12.3.

Функциональные обязанности медицинского персонала, методика расчета статистических показателей, учетно-отчетная документация областной (краевой, окружной, республиканской) больницы принципиально не отличаются от таковых в городской или центральной районной больницах. В то же время организация работы областной (краевой, окружной, республиканской) больницы имеет свои особенности. Одна из таких особенностей заключается в наличии в составе больницы консультативной поликлиники, куда за помощью приезжают жители всех муниципальных районов (городских округов) субъекта Российской Федерации. Для их размещения при больнице организуется пансионат или гостиница для пациентов.

В консультативную поликлинику больные направляются, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных (городских) врачей-специалистов. В стационарные отделения больницы пациенты госпитализируются, как правило, по направлениям специалистов районных, городских, центральных районных больниц, бригадами скорой медицинской помощи и отделений экстренной и планово-консультативной помощи.

Рис. 12 .3. Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы

Другая особенность областной (краевой, окружной, республиканской) больницы состоит в наличии в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры.

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

В отличие от ЦРБ, в областной (краевой, окружной, республиканской) больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит аналитическим центром и научно-методической базой органа управления здравоохранением субъекта РФ по внедрению в практику современных медицинских и организационных технологий.

К организационной деятельности отдела относится проведение региональных фельдшерских (сестринских) конференций, обобщение и распространение передового опыта учреждений здравоохранения, организация медицинских осмотров населения, плановых выездов специалистов, издание инструктивно-методических материалов и др.

Научно-исследовательская работа представляет одно из направлений деятельности областной (краевой, окружной, республиканской) больницы. Она включает в себя проведение совместно с кафедрами медицинских вузов и научно-исследовательскими институтами исследований, внедрение научных результатов в практическую работу медицинских учреждений, организацию научных конференций и семинаров, работу научных обществ врачей и др.

Дальнейшие пути совершенствования организации медицинской помощи жителям села заключаются в развитии сети центров общей врачебной (семейной) практики, укреплении материальнотехнической базы и оснащении современным медицинским оборудованием межрайонных центров на базе крупных центральных районных больниц, обеспечении станций (отделений) скорой медицинской помощи санитарным транспортом и средствами связи, развитии

службы санитарной авиации, внедрении телемедицины, развитии высокотехнологичных видов медицинской помощи на базе областных (краевых, окружных, республиканских) больниц. Приближение к населению специализированных видов медицинской помощи должно идти по пути развития ее выездных форм (выездные поликлиники, передвижные стоматологические кабинеты, флюорографические установки и др.). Важное условие повышения доступности медицинской помощи сельским жителям - укомплектование учреждений здравоохранения кадрами медицинских работников. Для решения этой задачи необходим переход на контрактно-целевую форму подготовки и распределения кадров, обеспечение жильем молодых специалистов, внедрение эффективной системы материального стимулирования труда.

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. - 2011. - 592 с.: ил. - (Послевузовское образование).

1

В статье представлены основные проблемы, связанные с организацией медицинской помощи сельскому населению. Авторы приводимых в статье публикаций анализируют особенности здоровья населения России в современных условиях: низкую рождаемость, высокую смертность, ухудшение здоровья, выраженную тенденцию постарения и др. В статье рассматриваются результаты исследований, доказывающих, что сельскому здравоохранению России свойственны и специфические характеристики, требующие определённых подходов при его модернизации. Уровень и объём медицинской помощи сельскому населению отстаёт от городского, в первую очередь это обусловлено низкой доступностью и качеством медицинской помощи, недостаточно эффективным управлением здравоохранением на селе, нерациональным использованием материальных и трудовых ресурсов. Все это, по мнению авторов статьи, обосновывает необходимость комплексного подхода к решению проблем медицинской помощи сельскому населению.

сельское здравоохранение

доступность медицинской помощи

качество медицинской помощи.

1. Агаларова Л.С. Мнение населения об организации и качестве медицинской помощи, оказываемой участковыми терапевтами и врачами общей практики // Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. – № 1. – С.26-28.

2. Актуальные проблемы организации специализированной медицинской помощи жителям села / И.М. Водяненко, И.В. Поляков, И.П. Сергеев, Т.М. Зеленская, А.В. Паскаль // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2002. – № 2. – С.35-36.

3. Давыдова Ю.В., Клюшина Е.А., Самойленко А.Б. Проблемы доступности и качества медицинского обслуживания // Бюллетень медицинских Интернет‐конференций. – 2013. – Т. 3, № 11. – 1287 c.

4. Евсюков А.А., Шарафутдинова Н.Х., Калининская А.А. Медико-демографические показатели здоровья сельского населения в Республике Башкортостан. – Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2010. – 200 с.

5. Закоркина Н.А. К методике сохранения здоровья подростков в условиях сельской местности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2007. – № 6. – С.40-41.

6. 6. Калининская А.А., Дзугаев А.К., Чижикова Т.В. Кадровая политика в здравоохранении Российской Федерации. // Здравоохранение Российской Федерации. –2009. – № 5. – С.11-14.

7. Калининская А.А., Маликова Л.М. Проблемы и пути реформирования села // Социальные аспекты здоровья населения. – 2015. ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654.

8. Капитонов В.Ф., Новиков О.М. Медико-демографические процессы и сельская семья за последние 40 лет // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2001. – № 5. – С. 8-10.

9. Кром И.Л., Еругина М.В., Сазанова Г.Ю. Оценка медицинской помощи в контексте качества жизни больных ишемической болезнью сердца // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-6. – С. 1174-1177.

10. Лакунин К.Ю. Социально-экономические аспекты функционирования системы оказания медицинской помощи в сельских муниципальных образованиях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2001. – № 5. – С.44-46.

11. Медико-демографические особенности сельского населения / А.А. Калининская, В.В. Стрючков, А.А. Евсюков, А.А. Кудрявцев // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2010. – № 2. – С. 97-101.

12. Подходы к реформированию первичной медико-санитарной помощи в сельских районах Сибири / И.С. Доминов, В.Ф. Капитонов, В.А. Вагнер, Г.А. Галичев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2007. – № 2. – С. 35-37.

13. Паскаль А.В. Научное обоснование организации медико-социальной помощи сельскому населению: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2007. – 48 с.

14. Рагимов Г.Г. Научное обоснование путей оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в условиях модернизации здравоохранения: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2014. – 23 с.

15. Современные проблемы организации помощи сельскому населению / Н.К. Гусева, М.В. Доютова, В.А. Соколов, И.А. Соколова // Медицинский альманах. – 2015. – № 3(38). – С. 11-15.

16. Степанов В.В. Основные направления развития здравоохранения в сельских районах субъекта Российской Федерации. – Новосибирск, 2006. – 203 с.

17. Федеральный закон № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» 21.11.2011 г. № 48 ст. 6724.

18. Филатов В.Н., Скрипин Ю.Ю. Проблемы системы сельского здравоохранения глазами ее врачей // Российский семейный врач. – 2007. – № 4. – С. 42.

19. Шаманова Л.В., Маслаускене Т.П. Проблемы медицинской помощи сельскому населению // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – № 6. – С. 19-24.

20. Юргель Н.В. Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению // Вестник Россздрава. – 2008. – № 2. – С. 39.

21. Юрова И.Ю. Сельское здравоохранение как международная проблема // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 11-3 (18). – С. 88-89.

Доступность медицинской помощи является важнейшей проблемой организации здравоохранения, повышения качества жизни населения, в особенности сельского . Основные медицинские ресурсы сконцентрированы в городах даже в тех странах, где большинство проживает в сельской местности. Некоторые страны до сих пор испытывают трудности при обеспечении транспортной доступности организаций здравоохранения, использования средств связи, практически все государства сталкиваются с проблемой дефицита врачей и других медицинских работников в сельских и отдаленных районах. Как правило, сельское население живет в более бедных условиях, чем городское, что приводит к ухудшению здоровья и снижению производительности труда .

На протяжении советского периода развития здравоохранения, периода становления медицинского страхования и современных реформ в здравоохранении проблемы доступности медицинской помощи сельскому населению не потеряли своей актуальности. В.Ф. Капитонов, В.М. Новиков, характеризуя здравоохранение села на рубеже XX-XХI вв., убедительно доказывают, что сельское население в меньшей степени обеспечено медицинской помощью, как по объему, так и по качеству. Крайне незначительны объемы профилактической работы, низка доступность специализированной медицинской помощи . Для повышения доступности сельского здравоохранения этого периода И.М. Водяненко с соавт., К.Ю. Лакунин предлагали четко определить состав медицинской помощи, которую государство может бесплатно предоставить населению в рамках системы обязательного медицинского страхования .

Сельскому здравоохранению России свойственны специфические характеристики, требующие определённых подходов в модернизации. Особенностями сельской жизни являются низкая плотность населения, большая территориальная протяженность и плохое дорожно-транспортное сообщение с соседними районами и областными центрами . В селах больше, чем в городах, лиц старше 75 лет; одиноких престарелых; инвалидов и безработных. Социально-экономические условия жизни сельских жителей хуже, чем городских. По сравнению с горожанами уровень жизни, общая и санитарная культура, уровень медицинской активности у сельских жителей значительно ниже. Сельские жители в полтора раза реже городских посещают амбулаторные учреждения, а госпитализируются лишь при неотложных проблемах здоровья, отказываясь от плановой госпитализации из-за трудностей бытового характера (уход за детьми, наличие подворья, сезон сельскохозяйственных работ и пр.) .

И.Ю. Юрова к особенностям организации медицинской помощи жителям сельской местности, обусловленным спецификой сельского труда и быта, относит отсутствие точного времени амбулаторного приема, когда прием больных нудно проводить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ, в отсутствие врача прием может осуществлять фельдшер; вызовы на дом обслуживает врач лишь в селе, где расположена участковая больница; вызовы на дом в другие населенные пункты сельского врачебного участка обслуживает фельдшер; в работе врача выделяется один профилактический день в неделю; дежурство врача в стационаре возможно с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своем местонахождении на случай оказания неотложной помощи .

Л.В. Шаманова, Т.П. Маслаускене к особенностям сельского здравоохранения относят неравномерный характер расселения сельских жителей; отсутствие возможности реализации права выбора врача медицинской организации; дефицит врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, врачей и средних медицинских работников, подготовленных к проведению целевой профилактики, при относительном профиците врачей специалистов, слабую лечебно-диагностическую базу, низкий уровень диагностики и лечения больных, низкая материально-техническая оснащенность; невысокий уровень развития информационных технологий, дефицит санитарного транспорта, неудовлетворительное состояние транспортных коммуникаций и большой радиус обслуживания; преобладание среди сельских жителей пенсионеров .

Сельское население составляет 26 % населения страны или 37,2 млн человек. В четверти субъектов Российской Федерации сельские жители составляют 40 % населения. Продолжается процесс измельчания сельских поселений. В период между Всероссийскими переписями населения 1989 г. и 2010 г. сельские территории утратили 9,2 тыс. сельских населенных пунктов. К 2010 г. оставалось немало лечебно-профилактических учреждений сельских муниципальных образований, не укомплектованных врачебными кадрами, что снижало уровень доступности врачебной помощи для сельского населения и требовало разработки единой государственной стратегии развития здравоохранения села .

Так, одно из направлений реформирования здравоохранения предполагало организацию первичного звена по принципу врача общей практики, что должно было привести к улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов, изменению ориентации на профилактику заболеваний и укреплению здоровья . Доказано, что особенно актуален переход сельских врачебных участков на общую врачебную практику в отдалённых районах и в районах с невысокой численностью населения .

А.В. Юргель предлагал реализовать комплекс мероприятий в области здравоохранения, направленных на укрепление первичной медико-санитарной помощи в сельской местности, включая развитие сети ФАПов и врачебных амбулаторий с учетом установленных критериев физической доступности доврачебной и врачебной помощи; массовое внедрение института врача общей практики в сельской местности; формирование квалифицированного кадрового потенциала здравоохранения, в т.ч. создание экономических условий для привлечения молодых специалистов; повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров; внедрение в практику первичного звена здравоохранения сельской местности и удаленных районов телекоммуникационных технологий; внедрение стандартов оказания медицинской помощи; проведение диспансеризации населения и других профилактических мероприятий; создание систем, заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов здравоохранения (развитие рынка страховых услуг). При анализе данных мониторинга оказания медицинской помощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, установлено, что пациенты, проживающие в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни, уровень оказания медицинской и лекарственной помощи, чем жители городов и населенных пунктов городского типа .

Для совершенствования работы участковых врачей и врачей общей практики обосновывалось совершенствование выездных видов специализированной помощи; реорганизация сельских участковых больниц; укрепление и модернизация материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений, особенно участковой службы, необходимость пересмотра системы финансирования медицинской помощи сельским жителям (обязательное медицинское страхование + бюджет). Внедрение этих методов в практику было призвано значительно повысить качество и эффективность работы участковых врачей и врачей общей практики .

На качество медицинской помощи значительно влияет наличие кадров, их количество, качество и подготовка. Особенно это ощущается в сельской местности. Низкая зарплата, отсутствие перспектив - все это делает работу в селе малопривлекательной для специалистов. Таким образом, чем дальше находится населенный пункт, тем ниже возможность оказания медицинской помощи .

За последнее десятилетие реализован национальный проект «Здоровье» (стартовал в 2005 г.), программа модернизации здравоохранения (2012 г.), долгосрочные региональные программы развития здравоохранения (до 2015 г.), но всего 35,4 % граждан нашей страны довольны качеством медицинского обслуживания. В реформенный период сохранялась неблагоприятная медико-демографическая ситуация - рост заболеваемости, особенно социально значимыми болезнями, инвалидности, смертности, естественной убыли населения, а также увеличивающийся разрыв между потребностями населения в медицинской помощи и финансовыми ресурсами - особенно ощутимы в сельских регионах. Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры, изменение видов хозяйственных связей, существовавших ранее между различными территориями, привели к высокому уровню безработицы на селе, снижению жизненного уровня, деформации социальной структуры населения, росту численности социально-дезадаптированной популяции . В 2005-2007 г. констатируется сокращение занятости населения и рост безработицы в сельской местности . Все эти неблагоприятные факторы обострили ситуацию с доступностью сельской медицины. По данным анкетирования, проведенного А.А. Калининской и Л.М. Маликовой, сегодня врачебная помощь территориально доступна только 49 % селян, для 40 % - труднодоступна, 9 % - практически недоступна (2 % респондентов не смогли ответить на вопрос). Результаты этих исследований свидетельствуют о низком уровне доступности медицинской помощи, что обуславливает плохое состояние здоровья сельского населения и стойкую тенденцию к его ухудшению .

Результаты исследования Н.К. Гусевой с соавт. показали, что за 2005-2014 гг. в сельских муниципальных образованиях число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, снизилось в 2,9 раз .

Обеспеченность сельского населения медицинской помощью по Российской Федерации с 2005 по 2012 год имела негативную тенденцию. За этот период сократилась на 27 % обеспеченность койками на 10 000 населения; 2,9 раза уменьшилось число учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь; количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось на 7431, количество физических лиц среднего медицинского персонала, работающего на фельдшерско-акушерских пунктах, сократилось на 14 629 человек .

Анализ международного и отечественного опыта показывает, что организация медицинской помощи сельскому населению должна реализовываться в рамках комплексных программ, которые должны учитывать риски со стороны внешней среды, особенности развития региона и стратегические направления административных реформ. Формирование и реализация совместных, федеральных и региональных программ требуют соблюдения единства в решении проблем. При этом планирование коечной мощности медицинских организаций вне пределов крупных городов не учитывает особенностей расселения на определенной территории, поло-возрастного состава населения, особенностей в структуре заболеваемости, этапности при организации медицинской помощи, что порождает структурные диспропорции, влияющие на ее доступность для населения и качество .

Принятый 21 ноября 2011 года Федеральный закон № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» определил, что одним из основных направлений совершенствования медицинской помощи населению является развитие первичной медико-социальной помощи на базе муниципальных учреждений .

Необходимость комплексного решения проблем села нашла свое отражение в реализации национальных проектов, приоритетные места в которых отводятся охране здоровья населения и повышению уровня жизни в сельской местности. Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и до 2020 г.» призвана решить задачу обеспечения комплексного развития сельских территорий, активизацию человеческого фактора и экономического роста; улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие сети общеобразовательных учреждений, сети фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врача общей практики, сети плоскостных спортивных сооружений, газификации и водоснабжения; грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности .

Определены планируемые индикаторы и показатели Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Так, за время реализации Программы к 2020 г. планируется ввод в действие 858 офисов врача общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов , несмотря на сокращения, только количества фельдшерско-акушерских пунктов почти на 7,5 тысяч единиц за 10 лет, предшествующих утверждению данного документа.

До настоящего времени недостаточно изучен объем и качество амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению на всех этапах ее оказания, состояние здоровья, качество диспансеризации сельского населения; объем и качество медицинской помощи на дому; качество доврачебной медицинской помощи; особенности организации скорой медицинской помощи сельскому населению. Необходимо разработать и обосновать новые организационные формы медицинской помощи сельскому населению в современных социально-экономических условиях .

Проведенный анализ литературных данных о результатах проводимых исследований по проблеме доступности медицинской помощи сельскому населению позволяет сделать следующие выводы:

Проблема доступности медицинской помощи сельскому населению в последнее десятилетие обострилась;

Существует две группы основных факторов, влияющих на доступность медицинской помощи населению: одна группа факторов связана с особенностями расселения на определенной территории, транспортной доступностью, особенностями сельского быта, другая - с особенностями организации медицинской помощи, обусловленными указанными факторами, недостаточным ресурсным обеспечением организаций здравоохранения;

Реализуемые в последнее десятилетие программы, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи, не привели к значимому положительному результату.

Библиографическая ссылка

Еругина М.В., Кром И.Л., Ермолаева О.В., Ковалев Е.П., Бочкарева Г.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=25246 (дата обращения: 01.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»