Механизм взыскания страховой компанией с виновника дорожного происшествия понесенного ущерба называется регрессным требованием. То есть регресс подразумевает взыскание расходов страховой фирмы на возмещение ущерба пострадавшей стороне со своего же клиента, застраховавшего в ней свою автогражданскую ответственность.

Но в каких именно случаях страховщик вправе воспользоваться этим правом? И как поступить, если до этого все же дошло? Неужели при действующей страховке ОСАГО компенсировать убытки придется из собственного кармана?

  • виновник дорожно-транспортного происшествия умышленно нанес вред жизни и здоровью потерпевшего;
  • виновник ДТП в момент столкновения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник аварии не имел права на управление транспортным средством (управлял без водительского удостоверения);
  • виновный водитель скрылся с места происшествия;
  • виновник не вписан в страховку ОСАГО на данное транспортное средство (или ДТП совершено в период, не предусмотренный договором ОСАГО);
  • бланк извещения о ДТП не был направлен страховщику в течение 5 рабочих дней после аварии;
  • в течение 15 дней после ДТП, если оно не было оформлено сотрудниками ГИБДД, водитель отремонтировал автомобиль, утилизировал его или отказался предоставить его на экспертизу страховой организации;
  • на момент аварии истек срок действия диагностической карты (только в случае транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров и опасных грузов);
  • виновник ДТП при оформлении электронного полиса ОСАГО предоставил заведомо ложные сведения, что привело к снижению суммы страховой премии.

По факту регрессное требование — это взыскание страховой фирмой понесенных убытков при наступлении страхового случая с собственного клиента, если этот клиент нарушил требования ПДД или КоАП РФ, а также пренебрег условиями, предусмотренными договором страхования ОСАГО (пренебрег гражданской ответственностью).

Что такое суброгация?

Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

К примеру, в случае полной компенсации ущерба обоим участникам аварии страховщик вправе в рамках суброгации потребовать от виновника ДТП полного возмещения всех своих убытков.

Требование суброгации возможно только в случае, если есть пострадавшая сторона. Если же водитель, который застраховал автомобиль полисом КАСКО, случайно поцарапал его о тротуар, страховщик не вправе предъявлять к нему это требование. В случае суброгации страховщик может потребовать от виновника аварии возмещения не только прямых убытков, нанесенных автомобилю пострадавшего, но и расходов на проведение экспертизы, а также на возмещение вреда здоровью.

Досудебная претензия по возмещению убытков

Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

Срок, в течение которого к виновнику ДТП может быть направлен судебный иск или претензия (срок исковой давности), равен 3 годам. Поэтому не стоит удивляться, если претензия была получена уже спустя пару лет после аварии. Что делать в этом случае? Если претензии обоснованы, то стоит рассмотреть вариант выплаты денег. Часто со страховой фирмой удается договориться об удобном графике погашения долга (о рассрочке). Если же обоснованность требований страховой фирмы сомнительна, то можно смело обращаться в суд для выяснения всех обстоятельств ДТП.

Досудебная претензия страховой компании представляет собой письмо с подробным описанием обстоятельств аварии, ссылками на статьи нормативно-правовых актов и суммой, которую необходимо возместить страховщику. К претензии о возмещении ущерба обязательно прикладывается внушительный список документов, подтверждающих обоснованность требований страховой фирмы.

Размер ущерба, который может быть истребован в рамках регресса или суброгации с виновника дорожного происшествия, не может превышать сумму, выплаченную страховщиком пострадавшей стороне.

Если ДТП было спровоцировано водителем, находящимся при исполнении служебных обязанностей, то досудебная претензия будет направлена его работодателю.

Оспаривание законности выплаченной страховки

Если досудебная претензия не возымела своего действия или страховщик вовсе решил обойтись без нее, то он направляет судебный иск к виновнику аварии с требованием возместить ущерб, который понесла страховая компания. Но далеко не всегда требования страховщика о выплате регресса являются законными. Именно поэтому не следует бояться отстаивать свои интересы в суде.

Чтобы понять, законны ли требования страховой фирмы, необходимо тщательным образом изучить все документы, которые она приложила к иску. Зачастую сделать это собственными силами довольно сложно, поэтому придется обращаться к услугам опытных юристов. Потребуется выяснить, в частности, правомерно ли страховая фирма выплатила страховку участнику ДТП.

Не стоит бояться расходов на оплату услуг юриста, ведь сумма компенсации, которую придется выплатить ответчику, если суд удовлетворит требования страховщика, будет гораздо больше суммы расходов на юридические услуги.

В лучшем случае адвокат докажет, что страховка была выплачена пострадавшему незаконно, что полностью снимет все основания по регрессным требованиям в отношении ответчика.

Оспаривание вины в судебном порядке

Еще один способ противостоять требованиям страховой по поводу выплаты регресса — оспорить свою вину при помощи судебного разбирательства. Этот способ достаточно действенный, потому что виновниками очень многих аварий все же являются оба водителя, или же вина ответчика, к которому выдвигается регрессное требование, доказана не полностью. Зачастую даже для самого водителя становится неожиданным, что суд его полностью оправдал.

Грамотный адвокат вполне способен снять вину с водителя, так как страховые компании апеллируют прежде всего к протоколам об административных правонарушениях и к справкам из ГИБДД. А эти документы далеко не всегда составляются в полном соответствии с законом.

При получении досудебной претензии или повестки в суд не стоит сразу же платить деньги. Через суд можно если и не добиться полного снятия вины, то значительно уменьшить изначальную сумму регресса или суброгации.

Как снизить размер регресса?

Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

  • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
  • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
  • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
  • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
  • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

Почти в 90% случаев после грамотного изучения материалов дела опытным автоюристам удается добиться снижения первоначальной суммы регресса.

Если судебное решение будет вынесено в пользу ответчика (к которому было выставлено регрессное требование), то все расходы на юриста могут быть возложены на самого страховщика. Если же суд проигран, то дело все еще можно обжаловать в вышестоящем судебном органе посредством подачи апелляции.

5/5 (4)

Когда требуется возмещать ущерб

Федеральный закон № 40-ФЗ, регулирующий вопросы ОСАГО, предусматривает возможность взыскания убытков, которые понес пострадавший человек в результате дорожно-транспортного происшествия.

При этом убытки, понесенные страховой компанией, которая компенсировала вред, причиненный пострадавшему в ДТП, также может быть взыскан с виновника аварии.

Внимание! Статья 14 ФЗ № 40-ФЗ предусматривает конкретно установленные случаи, при которых выдвижение таких требований допустимо:

  • виновник умышленно допустил либо наезд на пешехода, либо порчу имущества;
  • водитель, виновный в ДТП, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • лицо скрылось с места происшествия после ДТП;
  • виновник не имел возможности управлять автомобилем ввиду отсутствия страховки ОСАГО или водительских прав;
  • лицо выступало в качестве таксиста, осуществляло перевозку пассажиров, не имея на такие действия соответствующего ТО.

Смысл в том, что страховая организация взыскивает деньги именно со своего клиента, который допустил нарушения правил ПДД, после чего пострадал другой человек, от чего страховка и реализовывалась.

Также страховая компания может требовать суброгации, что помогает получить возмещение убытков со стороны виновника в дорожном происшествии. Это происходит, когда страховая организация возмещает ущерб по полису КАСКО, причем в отношении каждой стороны аварии.

Требования со стороны страховой компании может быть реализовано и выдвинуто в принципе. Только тогда, когда в деле участвует три стороны: виновник аварии, пострадавший и страховщик.

Если лицо само наехало на бордюр и поцарапало машину, что не повлекло участия третьей стороны, то требовать возмещения убытков страховая компания не может.

Что такое суброгация

Суброгация представляет собой замену, то есть переход права требовать возмещения убытков к страховщику, если ранее такая возможность предоставлялась страхователю.

При этом возмещение осуществляется только в тех пределах, что установлены при оценке ущерба самой страховой компании. Платить всю сумму возмещения со стороны страхователя в пользу устранения последствий происшествия не нужно.

Срок исковой давности

Важно! По общим правилам гражданского законодательства сроком исковой данности признается период, когда могут быть заявлены требования путем подачи иска. Равен такой период времени трем годам, и для страховых компаний при реализации ими суброгации действует то же правило.

Направляет иск чаще всего коллекторское страховое агентство. Отсюда вытекает возможность установить нарушение сроков, поскольку таких дел слишком много, и сотрудники агентств просто не успевают все сделать в срок. Это шанс избежать исполнения требований и выплаты денежных средств.

Если было выявлено такое нарушение, как превышение сроков давности, то достаточно подать заявление в суд, как бы в ответ на полученный иск с указанием упущенного времени.

Кроме того, помогут обстоятельства ДТП. Таковые не всегда подтверждают виновность лица, то есть не порождают возможности взыскивать компенсацию у страхователя.

Что делать, если СК требует возместить выплаченную компенсацию

Как показывает практика, страховые компании не спешат выставлять претензию клиентам, чтобы те возместили убытки.

Это вызвано тем, что срок давности определен в три года, и лучшим способом исключить возможность оспаривания будет направить иск к концу указанного периода. Это может дать шанс на то, что гражданин не сможет восстановить картину прошедшего ДТП и оспорить свою виновность.

Кроме того, любое дело должно сопровождаться документами, которые нередко попросту не сохраняются о застрахованных лиц, попавших и оказавшихся виновных в ДТП. Соответственно, затягивание с выдвижением требований со стороны страховой компании намеренное действие.

Что делать лицу, получившему от страховой компании рассматриваемое требования о возмещении убытков? Претензия не означает, что человек должен тут же исполнить требование.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Кроме того, не следует паниковать. Достаточно разобраться в ситуации и внимательно подойти к тому, чтобы восстановить ход событий прошлого, а именно дорожно-транспортного происшествия.

Распространен вариант обращения к юристам, которые помогают оспорить виновность человека, снизить размер убытков, которые выдвигает страховая компания, или доказать, что направленная претензия в принципе считается незаконной и не может рассматриваться как обязательное процессуальное действие.

Оспаривание вины

Оспорить вину – значит, подтвердить невиновность в произошедшем дорожно-транспортном происшествии. Делается это через суд в тех случаях, когда страховая компания выдвигает требование не тому субъекту, а именно не виновнику ДТП, а пострадавшему от этого субъекту.

Гражданам следует обращать внимание на то, какие отсылки делает страховая организация. К претензии прилагаются справки об аварии, однако также следует уделять внимание протоколам, которые фиксировали события происшествия.

Кроме того, практика показывает ситуации, когда вина обоюдная, что помогает юристам добиться перераспределения требований между участниками ДТП и существенно сократить выдвинутую в требованиях сумму.

Посмотрите видео. Право регрессного требования страховой компании к виновнику ДТП:

Снижение размера ущерба, нанесенного потерпевшему

Чтобы разобраться с тем, можно ли снизить сумму требований, достаточно определить, использовали страховщики приемы для завышения размеров иска, или нет.

Относят к таким средствам следующие варианты действий:

  • увеличение стоимости восстановительных работ по сравнению с нормами, предусмотренными за час труда;
  • применение стоимости запчастей без учета износа по ценам официального дилера;
  • несоответствие тех повреждений, что указаны в справке о ДТП, повреждениям, за которые предстоит возместить ущерб;
  • включение в счет деталей, которые объективно не нужны для ремонта;
  • начисление неустойки.

Внимание! Чтобы установить нарушения со стороны самой страховой компании, следует внимательно изучить документы, назначить независимую экспертизу, чтобы оценить реальный размер ущерба, а также потребовать перерасчета при возникновении малейшего сомнения в действительности причиненных убытков.

Оспаривание законности требования

Первое, что следует делать, получая претензию от страховой компании, это проверять соблюдение сроков давности. Начало такого периода времени определяется моментом дорожно-транспортного происшествия, а если происходит суброгация, то днем осуществления страховой выплаты.

Если не будет установлено нарушения срока давности в три года, то единственный вариант – это оспаривание претензии в досудебном и даже судебном порядке с предъявлением доказательств невиновности или незаконность выставленных требований.

Досудебная практика по таким делам

Досудебная процедура предполагает претензионный порядок. Страховая компания направляет претензию, а виновник ДТП пытается оспорить требования и восстановить ход событий. Чаще всего данный этап завершает спор, когда происходит суброгация по КАСКО.

Учтите! Поскольку получить претензию можно в любой момент, начиная со дня происшествия и в течение последующих трех лет, следует сохранять документы.

Также при необходимости допускается повторная оценка выставленных со стороны страховой компании требований. Нередко активность гражданина приводит к возможности мирного урегулирования вопроса.

Как оформляется досудебная претензия

Также для правильного проведения досудебного этапа разрешения конфликта следует помнить о правилах составления и направления претензии.

Несоблюдение конкретно установленных законом положений приведет к недействительности акта реализации претензионного порядка, который обязателен.

Несмотря на то, что претензия не предполагает специальной формы, следует обеспечивать направление и составление документа так, чтобы оппонент мог получить его и обозначить данный факт. То есть претензия должна представлять собой письменный документ в двух экземплярах для каждой из сторон.

При этом установлены разделы, которые обязательно должны входить в претензию. Плюс, необходимо наличие приложения из документов, подтверждающих позиции страхователя.

Претензия для того, чтобы признаваться правильной, должна включать в себя сведения об адресате и самой страховой компании, заключение экспертов, основания направления требования, обстоятельства дела, сроки рассмотрения претензии, отсылка к нормам закона.

Запомните! К документам, составляющим приложение к претензии, относят:

  • подробный расчет суммы, которая будет выставлена для возмещения вреда;
  • результаты независимой экспертизы с места дорожно-транспортного происшествия с фотографиями;
  • документ, подтверждающий факт осуществленной выплаты по страховке;
  • справка ГИБДД о дорожном транспортном происшествии;
  • постановление уполномоченного органа о факте установления административного правонарушения;
  • ксерокопия страхового полиса;
  • паспорт транспортного средства, пострадавшего в дорожном происшествии;
  • справка, отражающая факт наступления страхового случая.

Отсутствие документов будет признавать претензию необоснованной, а значит, подлежащей оспариванию.

Алгоритм действий при подаче в суд иска от СК

Внимание! Если страховая компания все-таки подала в суд, виновнику ДТП необходимо сделать следующее:

  • проверка документов. Следует исследовать предложенную информацию. При этом можно требовать у страховой компании подробного расчета и обоснования каждого элемента, обозначенного в смете, с отсылкой на дилеров и поставщиков запчастей. Это позволит точно установить достоверность предложенной к возмещению суммы.
  • определить позицию. Ответчик по делу должен защититься, обосновав собственную позицию. Варианты могут быть различными. Некоторые признают вину полностью, некоторые частично, пытаясь доказать необоснованность тех или иных расчетов, а кто-то полностью отказывается исполнять требования.

Если обнаружены очевидные нарушения со стороны страховой компании в части соблюдения процедуры или определения характера требований, то следует об этом сразу заявлять в суде.

В остальном человеку придется полагаться на адвоката, который при установленной вине сможет совершить попытку снизить размер исковых требований.

Как повести себя в суде

Первое правило, которое следует соблюсти в ситуации, когда дело дошло до суда, это участие в процессе.

Возможны такие варианты, когда дело рассматривается в отсутствие ответчика, однако, чтобы отстоять интересы и доказать невиновность (получить изменения размера требований), необходимо активно участвовать в заседании и не пускать дело на самотек.

Учтите! Если лицо не явится в судебное заседание, то есть риск принятия решения судом в заочном порядке. Это будет исключать некоторые возможности по отстаиванию интересов и даже дальнейшему обжалованию решения, если с таковым гражданин будет не согласен.

Также следует подготовиться с правовой точки зрения. Для упрощения работы нужно привлекать юриста, который осветит все необходимые нормы закона, способные помочь в сложившейся ситуации.

В суде ответчику лучше хорошо ориентироваться в данном вопросе, оперируя отсылками к законам, а также теми фактами, что удастся установить при подготовке к делу.

Должно быть осуществлено внимательное ознакомление с материалами дела и приложением к иску. Если появились сомнения, то следует предъявлять другое обоснование ситуации, предоставлять результаты независимых экспертиз и иные сведения, которые помогают повернуть ситуацию против истца.

Если же причин сомневаться в обоснованности требований нет, то уместно согласиться исполнить обязательство. Далее можно будет договориться о подходящем варианте возмещения убытков.

Об автомобильных авариях хочется забыть как можно быстрее, ведь это далеко не самое приятное событие в жизни каждого водителя. Само общение с органами ГИБДД в сумме с составлением бумаг часто может оказаться даже более неприятным, нежели сам факт аварии. Только стоит ли полностью расслабляться, когда всё уже якобы разрешилось? Во многих ситуациях вопрос мог бы решиться уже на месте, но и тут могут быть неприятные сюрпризы.

Предположим, прошло немного или даже прилично времени и тут вдруг, как гром среди ясного неба, приходит требование обычно достаточно крупной суммы от страховой компании. От количества нулей в данном требовании может стать дурно даже самым стойким автолюбителям. В этой статье мы разберемся, почему так может случиться, как дать отпор страховой компании, какие ещё требования может предъявить страховщик и многое другое.

Страховая компания старается возместить средства, которые были выплачены пострадавшему в ДТП, взыскивая их именно с виновника происшествия. При наличии у Вас на время ДТП ОСАГО, Ваша страховая компания должна покрыть сумму в пределах лимита уже другой страховой компании. Если же этого лимита не хватает, то требуют с Вас уже оставшуюся разницу. В данном случае Вам уже потребуется отстаивать свою позицию в суде, поэтому игнорировать такие вопросы категорически не рекомендуется и стоит .

Есть два варианта, когда страховая может требовать средства за причиненный ущерб другим участникам ДТП, где Вы выступаете именно в лице виновника:

  1. Суброгация. Когда у пострадавшего КАСКО и страховая компания уже полностью покрыла его расходы на ремонт.
  2. Регресс. Когда взыскание с виновника идёт именно по ОСАГО.

Что такое суброгация и как поступать в этой ситуации?

Суброгация – это право страховой компании потребовать утраченную сумму с виновника ДТП. Если переводить буквально с латыни, то само слово означает «замена», по факту именно это и происходит. Право требовать возмещение ущерба переходит к страховщику от пострадавшего, после получения им выплат.

Однако это именно право требований в целях возмещения страховой компании, но не обязанность выплатить полностью всю сумму. В своём иске страховщики часто просят не просто крупные суммы, но и могут удваивать некоторые позиции в актах, чтобы ещё больше увеличить конечную цифру.

  • Проверить дату подачи искового заявления. Есть шанс, что можно будет выиграть дело даже без помощи юристов, а всё благодаря сроку давности. Просрочка исковой давности составляет три года со дня происшествия. А так же досконально изучить все приложенные к заявлению документы. В большей части случаев там будет приложен список перечня работ и запчастей.
  • Постарайтесь вспомнить все детали происшествия. Часто страховщики пользуются тем, что благодаря давнему сроку виновник просто не сможет сориентироваться. Найдите документы, которые были составлены тогда, сравните их с теми, что предоставила для ознакомления страховая компания. Бывают ситуации, когда есть возможность оспаривания виновности в этой аварии.
  • Обязательно просмотрите все заявленные пункты, из которых формируется сумма. Проверьте всё, за что с Вас могут требовать возмещение, ведь страховые легко могут посчитать какие-то запчасти дважды или же вписать в требование оплаты некие пенни, в связи с давностью. Никакие штрафы за просрочку они требовать не имеют права.

В списке запчастей страховые компании указывают стоимость исключительно новых запчастей. Причём, по ценам официального дилера. По закону они должны приложить отчёт об оценке с учётом износа запчастей. Эти данные помогут весьма значительно сократить требуемую сумму.

Регресс при ОСАГО и по каким причинам он может быть

Регресс это ни что иное как взыскание с виновника ДТП той суммы, которая была выплачена другим участникам ДТП . Обычно это связано с тем, что виновник:

  • Находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Не имел с собой прав на управление автомобилем;
  • Скрылся с места ДТП;
  • Не имел с собой доверенности на управление средством;
  • Имел на руках талон ТО с уже истёкшим сроком, если он является водителем грузового автомобиля;
  • Не вписан в полис ОСАГО, который у него имеется;
  • Умышленно спровоцировал аварийную ситуацию, по собственному замыслу доведя до возникновения ДТП и причинении ущерба пострадавшим.

С точки зрения страхового права регресс выглядит скорее как наказание. То есть, если приводить пример: уже после ремонта автомобиля и получения выплаты за детали, владелец узнает, что виновный намеренно вызвал аварийную ситуацию. После этого он в праве требовать с виновника ДТП возмещение не только стоимости деталей, но и возмещение средств, потраченных на их замену или починку.

Основанием для регресса выступают именно умышленные противоправные действия, совершенные со стороны виновника ДТП. Случайные события и неумышленные действия не могут являться причиной. Если Вы не совершали умышленно перечисленных пунктов, то обратитесь за помощью к адвокату, ведь необходимо будет доказать обратное и что регресс не имеет места быть.

Как повести себя в суде?

В первую очередь Вы должны отстаивать свои интересы, категорически нельзя пускать дело на самотёк . Так же необходимо, чтобы Вы присутствовали на каждом судебном заседании, пройти это нужно именно лично. Неявка может стать причиной заочного решения, а это означает, что будут в полной мере удовлетворены те требования, которые выставила страховая компания. Даже если они не имеют обоснований или в них есть ложная информация. Обязательно учитывайте этот фактор.

Во-вторых требуется собрать информацию из законодательной базы, которая применима к Вашей ситуации. В этом деле Вам может потребоваться консультация или непосредственная . Учитывая, что участие в процессе хорошего юриста может очень существенно сократить итоговую сумму или даже полностью её оспорить, его присутствие принесет Вам только благо.

Как пример, могут быть указаны повреждения передней левой фары, хотя Вы въехали пострадавшему в заднюю правую. Ваша задача – обозначить все данные, предоставляемые страховой компанией в суде, которые не соответствуют действительности.

Если дело:

  • Рассмотрено в Вашу пользу , то расходы на юриста (согласно ГПК РФ) и его услуги будут возмещены Вам. Будет этот осуществлено пропорционально или же в разумных пределах.
  • Рассмотрено и решение вынесено не в Вашу пользу, то это не повод опускать руки. Наоборот, стоит обжаловать незаконно вынесенное решение в суде вышестоящей инстанции. Это следует делать, если решение было вынесено по независящим от Вас обстоятельствам.

Не стесняйтесь обращаться к помощи квалифицированных специалистов, ведь почти в каждом деле подобного характера есть множество подводных камней. Страховые компании постараются запутать Вас, ввести в заблуждение и взыскать средства, которые Вы не должны им выплачивать. Хороший адвокат в данном вопросе – это уже половина успеха.

Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так - страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.

Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.

Пример из жизни

Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.

Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.

Как мыслит страховая компания

Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.

Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.

Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.

Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.

Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.

Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.

Ситуация с КАСКО

Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.

Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.

С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.

Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда . Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Разъяснение законодательства

Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.

Как это работало раньше

Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:

  • Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
  • Деньги зачисляются на счет автосервиса.

Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.

Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.

Порой были и «подставы» - люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.

Как сейчас

В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.

Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:

  • Владельцы легковых транспортных средств;
  • Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.

Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.

Когда придется доплатить за ремонт

Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:

  • Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
  • Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
  • Признается обоюдная вина в аварии.

Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:

  • 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
  • 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
  • 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.

Гарантия на ремонт

Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:

  • В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
  • В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.

Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.

Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.

Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.

Чем поможет экспертиза

Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.

Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:

  • Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
  • Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
  • Договориться об осмотре автомобиля.
  • Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
  • Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
  • Если эксперт выявит какие-либо нарушения - не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.

Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.

Стоимость услуги - 5 000 рублей.

Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.


  • Виновнику ДТП страховая компания может выдвинуть требование возместить средства, которые она потратила на возмещение ущерба потерпевшим лицам. В каких именно случаях такое требование возможно и что нужно делать - об этом подробно говорится в данной статье. Поскольку никто из автолюбителей не застрахован от чрезвычайных происшествий на дороге, представленная здесь информация будет полезна всем, а не только водителям, которым уже пришло требование на возмещение денежных средств от страховой компании.

    Прежде чем переходить к инструкции, которая будет прямым ответом на вопрос «что делать?», необходимо разобраться в косвенных вопросах.

    1. В каких случая СК имеет право требовать от виновника ДТП возместить убытки?
    2. Может ли страховая организация мошенничать, выдвигая требование?
    3. Чем отличается суброгация от регрессии?

    Также необходимо детально подойти к феномену - требование страховой компанией с виновника ДТП возмещения средств - привести несколько примеров для наглядности и дать исчерпывающие сведения, касательно обозначенной проблемы. Мы исключим в статье употребление юридических терминов, также пренебрежем приведением отсылок на постановления, акты и прочую юридическую документацию, а простыми и понятными словами постараемся разрыть корень проблемы и указать на всевозможные пути ее решения.

    Когда может прийти извещение о требовании выплатить деньги?

    Требование может быть направлено виновнику в ДТП как спустя короткое время, после аварии, так и через приличный отрезок времени, например, через 2, 5 года. Сразу нужно сказать, что, чтобы избежать каких-либо неприятностей, нужно сохранять документы о ДТП, в которых вы были виновником, не меньше 3-х лет (это срок истечения возможности подачи искового заявления). Сумма, которую может требовать страховая компания, говоря без преувеличения, может повергнуть в шок. Но не стоит паниковать, отчаиваться и планировать продавать свое имущество или залезать в долги. К проблеме нужно подходить спокойно, рекомендуется получить консультацию у профессионального юриста, чтобы тот оценил ваши шансы на успех в деле оспаривания требования в судебной инстанции. И, нужно заранее понимать, что, если вы не согласны с выдвигаемым страховой компанией требованием, без судебного разбирательства обойтись не получится.

    На каких основаниях СК требует возместить ущерб

    Любая страховая организация заинтересована в получении прибыли и ищет любую зацепку для пополнения своего капитала. Логично, что СК желает получить средства, которые она потратила, согласно договору со страховщиком (пострадавшим лицом), на возмещение ущерба имущества своего клиента. И требовать, естественно, деньги она может только с виновника ДТП. Но всегда ли такое требование возможно и является законным? Нет. Есть два случая, в каких СК потерпевшего лица может потребовать с виновника дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадало имущество ее клиента, возмещение ущерба: первый - регресс (взыскание по полису ОСАГО) и второй - суброгация (при наличии у пострадавшего лица КАСКО). Теперь разберемся с этими двумя терминами.

    Суброгация являет собой право СК пострадавшего лица требовать от виновника ДТП средств, которые она возместила своему клиенту по страховому случаю на ремонт авто. Это право переходит страховой организации уже после того, как она произвела выплаты. Значит, пострадавший водитель не имеет претензий к виновнику чрезвычайной ситуации на дороге и он, можно сказать, передает свое право требовать с виновника средства на восстановление своего автомобиля своей СК. Такая ситуация наступает исключительно в случае, когда автомобиль потерпевшего имеет полис страхования КАСКО и ущерб автомобилю возмещается именно по этому полису.

    Регресс (или регрессия) представляет из себя своего рода наказание виновника ДТП за свершенное преступление на дороге. Наступить регрессия может в случаях, если виновник:

    • пользовался транспортным средством без доверенности;
    • вообще не вписан в полис обязательного страхования;
    • умышленно учинил ситуацию ДТП и причинил ущерб третьим лицам;
    • не имел с собой водительского удостоверения;
    • находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • скрылся с места происшествия.

    В страховом договоре можно найти пункты, когда страховые риски не наступают, в этих пунктах как раз содержатся перечисленные выше случаи. То есть выходит так, что лицо, автогражданская ответственность которого застрахована, не соблюдает условия договора, в связи с чем страховая организация снимает с себя ответственность за возмещение ущерба, причиненного ее клиентом пострадавшим и, само собой разумеется, этот ущерб будет возмещаться из кармана виновника ДТП.

    Пример ситуации с возникновением требования возместить ущерб

    Два года назад автолюбитель, имеющий полис ОСАГО, стал виновником ДТП, в котором пострадало имущество третьего лица. СК пострадавшего по договору КАСКО возместила клиенту ущерб. После этого страховая компания пострадавшего вправе требовать от виновника ДТП средства, которые потратила на возмещение ущерба имуществу своего клиента.

    Поскольку виновник ДТП имел полис ОСАГО на момент происшествия, то по договору его СК обязана возместить пострадавшему лицу до 400 тысяч рублей. Если сумма ущерба, причиненного имуществу пострадавшего превышает эту сумму, то СК покроет только 400 тысяч, остальное будет выплачивать виновник происшествия из своего кармана.

    Казалось бы, все просто и понятно, однако подобная ситуация может усложниться, когда виновных в ДТП несколько, когда виновник не установлен, когда у аварии всего два участника и не один из них не виноват (например, ДТП по причине гололеда). Тогда каждая из СК начинает действовать в интересах своего клиента и своих собственных, а платить, известно, никто не хочет. Дело передается в суд для установления настоящего виновника аварии (если он не выявлен или ситуация спорная). Автоюристы, ведущие много лет практику, хорошо знакомы с невообразимо запутанными делами, в ходе которых результат исхода был далеко не самоочевидным. Поэтому, лучший совет, который только может получить человек, попавший в ситуацию, когда СК требует у него возместить ущерб - передать свое дело юристу незамедлительно и довериться ему в дальнейшем разбирательстве. Только профессионал способен по-настоящему разобраться в конкретной ситуации и дать верные пути к решению проблемы.

    Редакция настоящего блога хотела бы помочь многим автомобилистам решить их проблемы и ответить конкретно на вопросы, но это невозможно, и, более того, попытка сделать это - может навредить, а это не в наших интересах.

    На виновника ДТП СК подала в суд - какие последствия?

    Последствия могут быть следующими, виновник:

    • отдает запрашиваемую сумму денег полностью,
    • отдает меньше запрашиваемых средств,
    • вообще не отдает денег СК.

    Последние два случая самые интересные и желаемые, их добиться можно только посредством своей защиты в суде с привлечением профессионального юриста. Не стоит жалеть денег на консультацию у адвоката, не стоит поддаваться предрассудкам и думать, что обращение в юридическую контору не даст лучших результатов.

    Юристы хорошо знают тонкости работы СК, им известны хитрые манипуляции, на которые такие организации идут с целью получения от виновника ДТП больших средств, чем он должен по закону, если вообще что-то должен.

    Некоторые страховщики ведут себя как настоящие мошенники, они могут идти на следующие меры для получения прибыли:

    • указывание в документах ложных данных,
    • подделка сведений,
    • запугивание выплатой судебных издержек.

    Уловок со стороны страховщиков уйма и они известны опытным автоюристам, и последние находят меры по восстановлению справедливости. Привлечение специалиста для выяснения своих шансов на уклонение от выплаты требуемой суммы подразумевает, что юрист подробно ознакомится с деталями дела, проверит подлинность представленных данных, изучит с привлечением независимого эксперта результаты оценочной экспертизы, проведенной СК и так далее. Словом, в большинстве случаев юридическая помощь обеспечивает если не отказ в удовлетворении иска СК, то его частичное удовлетворение, что будет для вас выгодно.

    Чего не нужно делать при получении требования возместить ущерб

    Самое главное, чего не нужно делать, так это пускать дело на самотек. Будьте уверены, если вы не собираетесь защищать свои интересы, никто ни коим образом не позаботится о вас, даже если вы вовсе не обязаны выплачивать средства. Получение письменного извещения о требовании возмещения ущерба должно быть сигналом к действию.

    Неявка вашего лица в суд легко может стать причиной для удовлетворения иска страховой компании. Допустим, вы уверены, что ничего не обязаны платить, видите требование совершенно абсурдным и уверены, что в страховой компании что-то путают и когда дело дойдет до суда, то там во всем разберутся, поэтому решаете проигнорировать уведомление, не присутствуете на суде. В таком случае будьте уверены, что суд удовлетворит иск. И, чтобы после проведения судебного заседания оспорить решение суда, вам придется потратить куда больше сил, времени и денег.

    Поэтому, как только получите уведомление о том, что СК требует с вас возмещение ущерба, немедленно начинайте готовиться к защите своих интересов и первым делом свяжитесь с юристом.

    Что делать, если вы стали виновником ДТП недавно?

    Вы стали виновником ДТП, потерпевший которого имеет полис КАСКО, он получил компенсацию и, казалось бы, все довольны. Не обольщайтесь, потому что у страховой компании потерпевшего есть целых три года, чтобы составить на вас исковое заявление. Чтобы обезопасить себя от проблем в дальнейшем, рекомендуется: присутствовать на осмотре авто пострадавшего лица (желательно со своим независимым экспертом), ознакомиться с результатами проводимых страховой компанией потерпевшего расчетов. Страховщик может нарочито завысить стоимость ущерба авто потерпевшего, отремонтировать его транспортное средство «по дешевке» в партнерской СТО, а затем вам выставить счет, от которого глаза на лоб полезут. Поэтому присутствие на всех этапах расчета страховой компенсации очень важно.