Казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона № 83-ФЗ).

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, отличаются от других видов организационно-правовых форм по ряду присущих им признаков:

Цель создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

Учредитель казенного учреждения - органы государственного управления и органы местного самоуправления;

Закрепление имущества - на праве оперативного управления;

Источники финансирования - средства соответствующих бюджетов Российской Федерации на основании бюджетной сметы, объем которой устанавливается на основе государственного (муниципального) задания;

Высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы.

Подчиненность (ведомственность) казенного учреждения определяется государственным или муниципальным органом, который является главным распорядителем средств бюджета.

Казенные учреждения созданы путем преобразования бюджетного учреждения на основании решения органов власти до 2011 года, как и все участники бюджетного процесса, для организации бухгалтерского учета руководствовались Инструкцией № 148н. С января 2011 года основополагающими документами для организации бухгалтерского учета в казенных учреждениях являются:

Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее по тексту - Инструкция № 157н);

Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее по тексту - Инструкция № 162н).

Для учета объектов основных средств, используемых в процессе деятельности казенного учреждения, предназначен синтетический счет 010100000 «Основные средства», который включен в раздел II «Нефинансовые активы» Инструкции № 157н.

Счет 010100000 «Основные средства» предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением).

Соответствие счетов учета основных средств и амортизации, применяемых в 2010 и 2011 годах, приведены в приложении 3.

Согласно п. 4, 5 Инструкции № 162н для учета операций с основными средствами в казенных учреждениях применяются три группировочных счета. Подразделенных на несколько аналитических счетов. В данной таблице мы видим, что группировка основных средств в 2011 году стала осуществляться по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество - предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ. В результате, учет основных средств стал более структурированным по порядку их использования.

Отражаемые группы основных средств, в целом остались неизменными, кроме исключения из состава основных средств аналитического счета «Драгоценности и ювелирные изделия», в результате чего код аналитического счета «Прочие основные средства» изменился с 09 на 18, 38, 48.

Инструкция № 157н и Инструкция № 162н существенно ничего не изменили в порядке учета операций с основными средствами, кроме того, что с 2011 года казенные учреждения при учете основных средств должны выделять движимое и недвижимое имущество.

Основным отличительным признаком недвижимого имущества является необходимость его государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрация прав на движимое имущество не требуется, кроме случаев, указанных в Гражданском кодексе РФ. Наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодеком РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ).

Закон № 122-ФЗ содержит определение недвижимого имущества, но для целей бюджетного учета оно неприменимо. К категории недвижимого имущества Закон № 122-ФЗ относит объекты непроизведенных активов, которые в бюджетном учете отражаются обособленно от объектов основных средств. В то же время необходимо иметь в виду, что общие нормы и правила государственной регистрации бюджетными учреждениями применяются наравне с коммерческими организациями - без каких-либо исключений.

Необходимость выделения объектов недвижимого имущества (совместно с транспортными средствами) в отдельную группу объектов основных средств связана с особым порядком начисления амортизации. В соответствии с п. 92 Инструкции № 157н на объекты недвижимого имущества амортизация начисляется при принятии объекта к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ. Выделение недвижимого имущества в отдельную подгруппу основных средств обусловило необходимость уточнения некоторых требований Инструкции № 157н, регулирующих аналитический учет и документооборот, опосредующие движение объектов основных средств.

Также Инструкцией № 157н с 2011 года введен ещё один новый объект учета основных средств - это основные средства, являющиеся предметами лизинга.

Отражение в бюджетном учете большинства операций, осуществляемых с объектами основных средств, производится по общим методологическим принципам, изложенным в Инструкции № 162н.

Задачами бюджетного учета основных средств являются:

Правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления, перемещения и выбытия основных средств;

Получение данных для составления статистической и бухгалтерской отчетности о наличии и движении основных средств.

Контроль наличия и сохранности объектов основных средств в местах их эксплуатации и по материально ответственным лицам;

Правильное, своевременное начисление амортизации основных средств;

Получение сведений для правильного расчета налоговых платежей;

Контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств, контроль за эффективным их использованием, выявление излишних и неиспользуемых объектов.

Как отмечалось выше, у казенных учреждений все запланированные на текущий год расходы отражаются в бюджетной смете, в том числе и расходы по приобретению основных средств. Учреждения могут приобретать основные средства за счет выделенных этим учреждениям лимитов бюджетных обязательств, безвозмездных поступлений и за счет средств, полученных из внебюджетных источников.

Приобретение основного средства за счет выделенных лимитов бюджетных обязательств, как и любого иного нефинансового актива, происходит в казенном учреждении в несколько этапов:

1) санкционирование расходов;

2) расчеты с поставщиками и подрядчиками;

3) определение принадлежности объекта основного средства к соответствующей группе согласно Единому Плану счетов;

4) формирование первоначальной стоимости;

5) постановка на балансовый учет.

В бухгалтерском учете казенных учреждений операции по санкционированию отражаются в соответствии с положениями раздела IV «Санкционирование расходов» Инструкции № 162н следующим образом:

От главного распорядителя бюджетных средств казенным учреждением получаются лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год по приобретению основных средств;

Казенное учреждение заключает договора (контракты) с поставщиком на приобретение основных средств, согласно утвержденным лимитам;

Учреждением принимаются денежные обязательства текущего финансового года согласно условиям заключенных с поставщиками договоров.

Порядок учета расчетов с поставщиками по приобретению основных средств практически одинаков для всех типов государственных учреждений. В соответствии с п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка основных средств на сумму, превышающую установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ (100000,00 руб.) между юридическими лицами по одной сделке, должна производиться путем размещения заказа способом запроса котировок и заключения государственного контракта.

Для отражения расчетов учреждениями используются счета 02063100 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств», 02083100 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств», 03023100 «Расчеты по приобретению основных средств».

В зависимости от условий договора (контракта) оплата может быть последующей или предварительной (авансовые платежи).

Авансовые платежи могут быть произведены в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Согласно п. 25 Инструкции № 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, оформленного соответствующими учетными документами определяется принадлежность конкретного объекта основных средств к соответствующей классификационной группе.

В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов:

010110000 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения»;

010130000 «Основные средства - иное движимое имущество учреждения»;

010140000 «Основные средства - предметы лизинга».

При этом счета данной группы корреспондируют по кредиту с соответствующим синтетическим счетом 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (по счетам аналитического учета 010611000, 010631000, 010641000).

Безвозмездно полученные основные средства принимаются к учету по сформированной стоимости, минуя счет 010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Если основные средства были в эксплуатации ранее, учреждению передается и сумма начисленной амортизации.

Операции по поступлению основных средств, поступающие в казенные учреждения, как через бюджетное финансирование, так и безвозмездно полученные, приведены в приложении 4.

В момент принятия объекта основных средств к балансовому учету определяется срок полезного использования объекта, который необходим для исчисления нормы амортизации и определения годовой суммы амортизационных отчислений.

Амортизация не используемых в предпринимательской деятельности объектов основных средств представляет собой процесс потери вследствие изнашивания их стоимости, которая списывается за счет соответствующего источника в течение нормативного срока службы каждого объекта.

В соответствии с Инструкцией № 162н начисление амортизации в казенных учреждениях производится линейным способом, исходя из балансовой стоимости и нормы амортизации. Этот способ предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.

Начисление амортизации не приостанавливается, за исключением случаев, когда объекты основных средств переводятся на консервации продолжительностью свыше трех месяцев.

Начисление амортизации по объектам основных средств в целях бюджетного учета происходит следующим образом:

На объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением библиотечного фонда, амортизация не начисляется;

На объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию;

Амортизация начисляется линейным способом на объекты основных средств стоимостью свыше 40000 рублей;

На объекты библиотечного фонда стоимостью от 0 до 40000 рублей амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию.

Амортизационные отчисления отражаются на счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация». Начисление сумм амортизации отражается по кредиту счета 010400000 «Амортизация» (по счетам аналитического учета 010411000, 010413000, 010415000, 010418000, 010431000 - 010438000, 010440000) и дебету счетов: 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств при их реализации, выбытии, безвозмездной передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций оформляется по дебету счета 010400000 «Амортизация» (по счетам аналитического учета) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (по счетам аналитического учета).

Одной из особенностей учета основных средств казенных учреждений является их выбытие (списание). В отличие от коммерческих организаций, казенное учреждение вправе списать имущество, которым оно распоряжается на праве оперативного управления, только по согласованию с его собственником, если законодательством РФ не установлен иной порядок (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). От лица собственника выступают, как правило, органы имущественных отношений. Они устанавливают порядок согласования с ними списания государственного (муниципального) имущества. На основании этого порядка главные распорядители бюджетных средств устанавливают для подведомственных учреждений порядок документооборота при списании основных средств, находящихся в оперативном управлении данных учреждений. В случаях, предусмотренных порядком списания основных средств, который установлен главным распорядителем, учреждение должно согласовать документы на списание этого имущества:

С главным распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

С распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

Только с органами имущественных отношений.

Такое согласование необходимо и при передаче (реализации) основных средств, находящихся в оперативном управлении.

Основным документом, регулирующим особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления за казенными учреждениями является Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее по тексту - Постановление № 834). Согласно Постановлению № 834, выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о его списании отражается в бюджетном учете казенного учреждения в порядке, установленном Инструкциями № 157н и № 162н.

Согласно п. 51 Инструкции № 157н отражение выбытия имущества в бухгалтерском учете осуществляется, в том числе в случаях:

Принятия решения о списании основных средств по основаниям хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

Завершения мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта по иным основаниям, прописанным в законодательстве РФ, в том числе по основаниям морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.

Перечень первичных учетных документов, на основании которых осуществляется отражение операций по выбытию имущества казенных учреждений, приведен в п. 9 Инструкции № 162н.

Операции по списанию и выбытию имущества в казенном учреждении оформляется бухгалтерскими записями, приведенными в приложении 5.

Особый порядок списания установлен для объектов основных средств, стоимость которых не превышает 3000 рублей за единицу.

В соответствии с п. 10 Инструкции № 162н выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», счета 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» и кредиту соответствующих счетов счета 010100000 «Основные средства» (010134000 - 010136000, 010138000).

Необходимо обратить внимание на то, что списываемые с баланса объекты продолжают учитываться на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» в течение всего срока их полезного использования. Данная мера позволяет обеспечить контроль за сохранностью основных средств, а также при необходимости определить размер нанесенного ущерба, если соответствующие объекты будут утрачены или испорчены виновными лицами. Система учета основных средств в учреждениях бюджетной сферы является весьма сложным механизмом управления и контроля за их использованием и сохранностью. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их перемещения и выбытия. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль движения, сохранности и рационального использования объектов основных средств. В настоящее время Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению», утверждены унифицированные формы первичных документов и методические указания по их применению.

Первичные учетные документы, применяемые в бюджетном учете, разделены на группы:

Документы, относящиеся к классу 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД;

Документы класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД.

С 2011г. нормами п. п. 6 и 8 Инструкции № 162н проведено разделение форм первичных документов, используемых для оформления движения недвижимого имущества, движимого имущества, а также объектов основных средств стоимостью менее 3000 рублей. В приложении 6 приведена таблица с указанием форм первичных документов применяемых в казенных учреждениях при отражении операций с основными средствами.

В соответствии с п.54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества до 3000 рублей включительно) в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества. Карточка открывается на каждый объект основных средств. На группу идентичных объектов основных средств (например, хозяйственный инвентарь) открывается инвентарная карточка группового учета. Инвентарные карточки регистрируются в бухгалтерии в описи инвентарных карточек по учету основных средств. Материально ответственные лица ведут инвентарные списки основных средств. Подводя итоги вышесказанному можно определить, что учет основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе казенных учреждениях имеет свою специфику. В казенных учреждениях, как и в других учреждениях, финансируемых из бюджета, применяется совершенно другой План счетов, в отличие от коммерческих организаций. Здесь нет счетов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности, получением прибыли. Отличие бухгалтерского учета основных средств учреждений бюджетной сферы и коммерческих организаций основано также на определении специфического состава и классификации основных средств. Однако основные требования к ведению бухгалтерского учета, определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» остаются одинаковыми для всех типов организаций и учреждений, независимо от их деятельности.

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2019 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Правовое регулирование

Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2019 году регламентированы:

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2019 году для казенных учреждений

В 2019 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций - Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.

Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2019 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.

Подробно об этих нововведениях читайте в статьях и .

Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.

ФСБУ 2019 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:

  • утвердили новые требования к учетной политике,
  • утвердили отчет о движении денежных средств,
  • утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
  • охарактеризовали объект учета — доходы,
  • обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.

Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года. Проверить учетную политику на 2019 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье .

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Отчетность казенного учреждения в 2019 году

Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье .

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Отчетная форма состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Актуальный бланк: пояснительная записка к балансу казенного учреждения за 2019 год

Вышестоящий распорядитель вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Такие требования должны быть доведены до КУ отдельным распорядительным актом.

Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Структура счета бюджетного учета

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Таблица 2

Номер разряда счета

Значение

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Проводки в бюджетном учете в 2018-2019 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2019 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

  • 11:33

    Корректировка показателей государственного (муниципального) задания в IV квартале – важный этап работы как для главных распорядителей бюджетных средств, выдавших это задание, так и для выполняющих его учреждений (в том числе казенных). С помощью данной процедуры органы-учредители могут привести в соответствие объемы задания и его финансового обеспечения, а учреждения – избежать возврата в бюджет средств после завершения текущего финансового года и привлечения к административной ответственности. 2 595
  • 03 октября 2016
  • 12:40

    В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях. 11 339
  • 11 декабря 2015
  • 11:12

    В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье. 12 807
  • 13 ноября 2015
  • 14:17

    Сезон массовых отпусков подошёл к концу, однако тема эта не теряет актуальности для бухгалтера. Поскольку по новым правилам бюджетного учёта в государственных (муниципальных) учреждениях необходимо формировать резервы предстоящих расходов, в т. ч. на отпуска сотрудникам. Напомним основные правила этого процесса. 5 870
  • 21 октября 2015
  • 13:50

    В текущем году в связи с поправками в Инструкцию № 157н, а также вступлением в силу ряда «отложенных» норм Закона № 44-ФЗ, уточнены правила учёта обязательств казённых учреждений. С целью разъяснения этих правил Минфином России было сформировано несколько писем. Проанализируем основные новации, а также напомним утверждённые в Бюджетном кодексе РФ положения об обязательствах учреждения. 2 894
  • 20 августа 2015
  • 15:24

    Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Порядок расчёта утверждён Положением № 922. Однако он не распространяется на премии и вознаграждения, для которых предусмотрены специальные правила. 4 253
  • 29 июля 2015
  • 13:39

    Минфин России обновил весь пакет первичных документов и регистров бухгалтерского учета (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). Оказалось, что кардинальных новшеств не так уж много и большинство из них полезные – они оптимизирует документооборот. Например, инвентарные карточки «отвязали» от основных средств... 14 928
  • 16 июля 2015
  • 13:37

    В мае 2015 года были опубликованы поправки в Трудовой кодекс РФ, согласно которым применение профессиональных стандартов для работодателей в ряде случаев станет обязательным. Новая норма вступает в силу лишь в июле 2016 года. Организациям даётся год, чтобы привести локальные акты, в т. ч. положения об оплате труда в соответствие с новыми нормами. 19 828
  • 15 мая 2015
  • 13:57

    Несколько лет в Минфине России находился на переработке Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н. В марте 2015 года процесс обновления порядка документального оформления бухгалтерских операций учреждениями госсектора наконец-то подошёл к завершению - Минфин России опубликовал совершенно новый Приказ об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). 12 855
  • 06 мая 2015
  • 13:03

    С 2015 года существенно упростилась процедура направления сотрудников в командировку. Учреждение не обязано оформлять для них командировочное удостоверение и служебное задание. А работники не должны представлять отчёт о том, что задание выполнено. Однако вести документооборот в целях внутреннего контроля учреждение обязано. Рассмотрим, на что стоит обратить особое внимание. 5 065
  • 09 сентября 2013
  • 13:29

    Чтобы развеять сомнения бухгалтеров о том, как правильно учитывать операции по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели Минфин России сформировал разъяснительное письмо, основные установки которого рассмотрим вместе с экспертом. 5 420
  • 13:27

    Уже несколько месяцев на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находится одиозный законопроект № 208784-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан инициативной группой депутатов и направлен на противодействие коррупции. Его суть сводится к введению жестких мер ответственности за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств. Почему Минфин России выступает против данного проекта, объясняет наш эксперт. 1 12 132
  • 13:20

    Специфика деятельности медицинских учреждений предполагает ряд особенностей при составлении ими учетной политики. О том, какие разделы должны быть в нее внесены обязательно, что при этом необходимо учесть бухгалтеру, читайте далее. 6 982
  • 12:57

    Согласно ряду нормативных правовых актов, принятых за последние годы, учреждениям бюджетной сферы необходимо актуализировать локальную документацию. Какие документы должны быть приняты в обязательном порядке, что учесть при их формировании, рассказывает наш эксперт. 15 788
  • 11:37

    На официальном сайте Минфина России опубликован проект приказа, в соответствии с которым планируется внести изменения в Приказ № 173н. Проект содержит новые формы первичных учетных документов и учетных регистров. Рассмотрим формы первичных учетных документов нефинансовых активов. 9 836
  • 13 июня 2013
  • 11:09

    В прошлом году вступил в полную силу Порядок № 98н, которым регулируется учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. Для исполнения отдельных его положений Федеральным казначейством был запланирован ряд организационных мероприятий. Насколько успешно удалось реализовать их на практике, рассказывает Ю.В. Камардина, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства. 2 849
  • 11:06

    Зачастую при выборе кода КОСГУ на оплату услуг, связанных с транспортировкой, бухгалтер ориентируется на название (предмет) заключенного договора. Между тем операции должны группироваться в зависимости от их экономического содержания, суть которого в названии либо предмете договора отображается не всегда корректно. И только внимательное изучение условий документа может пролить свет на истину. 8 737
  • 10 апреля 2013
  • 11:29

    В качестве антикоррупционных мер российскими законодателями был принят Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». О возможных последствиях принятия документа читайте далее. 2 518
  • 11:25

    С 1 января 2013 г. существенно изменились многие нормы, регулирующие обязательное страхование и социальное обеспечение в России. Это касается различных пособий, взносов в Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ. Рассмотрим, что следует учитывать в работе в текущем году. 3 351
  • 09 апреля 2013
  • 12:05

    Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» призвано решить многие наболевшие проблемы в системе госзаказа. Насколько оправдан новый закон, рассмотрим на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области. 1 590